наследие



Е.Л.ШЛЫЧКОВА


ПЕРВЫЙ БУКЛЕТ ДЛЯ ТУРИСТОВ О ГОРОДЕ ПЛЕСЕ

В 2021 году широко отмечается юбилей маршрута «Золотое кольцо». Сколько удивительных открытий, незабываемых впечатлений, новых знаний об истории, архитектуре, культуре древнейших городов России ожидало первых туристов. Эти открытия и откровения происходят и сейчас, и интерес к «Золотому кольцу» все растет. Но настоящее и будущее невозможно без прошлого. Кто те энтузиасты, которые стояли у истоков экскурсионно-туристической деятельности в Иванове и городах Ивановской области?

Один из них Леонид Алексеевич Шлычков – ивановский краевед, историк, литературовед, журналист, организатор общественного краеведческого движения в Ивановской области еще будучи студентом Ивановского государственного педагогического института (ныне Ивановского государственного университета) работал инструктором по туризму на турбазе «Волжская» в Кинешме, руководителем туристских кружков при областной детской экскурсионно-туристской станции в Иванове (1965–1967), инструктором по туризму на турбазе «Плес» (1967–1968).

После окончания института в 1968 году организовал и возглавил экскурсионное бюро при Ивановском отделе общества охраны памятников истории и культуры, а также курсы для подготовки экскурсоводов. Экскурсионную деятельность Леонид Алексеевич продолжал всю жизнь параллельно со своей основной работой, рассказывал об истории и архитектурных памятниках Иванова и области жителям города, педагогам, участникам историко-патриотического клуба «Иваново-Вознесенск», развивая краеведческую культуру и любовь к родному краю.

С 1993 года в должности старшего научного сотрудника Плесского музея-заповедника проводил незабываемые экскурсии по Плесу и его окрестностям.

Захватывающие, увлекающие, вдохновенные авторские экскурсии и лекции Леонида Алексеевича слушатели помнят до сих пор.

Вечный вопрос заядлого туриста: «Что привезти своим родственникам, друзьям и коллегам из путешествия?» – сегодня обычно решается в пользу пресловутых магнитов, брелоков и тому подобных безделушек. Проекты сувениров, отвечающих высоким эстетическим запросам, если только это не аутентичные изделия народных промыслов, находятся до сего дня в стадии разработки. Л.А.Шлычков еще в далеком 1969 году, на заре зарождения туристической деятельности в Ивановской области предлагает оптимальную художественную форму подарка, побуждающего к путешествию или напоминающего о посещении того или иного исторического и культурного центра.

Это первый буклет для туристов «Город Плес», автором-составителем которого и стал Леонид Алексеевич Шлычков. Первое издание буклета 1969 года было выпущено Областным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, тираж составил 30 тысяч экземпляров.



Обложка буклета «Город Плёс» (1969), автор-составитель Л.А.Шлычков,
художник В.М.Кравцов (архив Л.А.Шлычкова)


Форма буклета предполагает лаконичность и информационную насыщенность, концентрированное повествование должно включать самое главное, интересное, притягательное – таков текст Л.А.Шлычкова, здесь присутствует и исторический экскурс в героическое прошлое крепости на Волге, и описание Плеса купеческого, и рассказ о И.И.Левитане, прославившем Плес, упоминаются и многие другие художники, бывавшие здесь, и знаменитый певец Ф.И.Шаляпин, построивший в окрестностях города дачу, но никогда в ней не живший, присутствует и повествование о советском периоде, связанном с превращением Плеса во всесоюзную здравницу, и несколько поэтичных природных зарисовок, погружающих в атмосферу «чудесного уголка русской природы».

Подлинный интерес Л.А.Шлычкова к истории и культуре Плеса, архитектурным памятникам, дальнейшие научные и краеведческие изыскания отразятся в его непревзойденной книге об архитектурных памятниках Иванова и области «Листая времени страницы»(1983), многочисленных статьях в газетах и научных сборниках, «Своде памятников архитектуры Ивановской области»(1998–2000).

Именно Шлычков еще в 1969 году указал на необходимость рассматривать Плес как природно-архитектурный памятник, который играет важную роль в маршруте «Золотое кольцо», призывал думать об облике города в целом и отметил грубые ошибки разработанного институтом «Ленгипрогор» генерального плана застройки города, искажающего представление об уникальном уголке земли нашей, предусматривающего снос обветшалых деревянных построек и торговых рядов, строительство в верхней части города высотных зданий, соединение горы Свободы и Заречья транспортным мостом.



Разворот буклета «Город Плёс» (1969), автор-составитель Л.А.Шлычков,
художник В.М.Кравцов (архив Л.А.Шлычкова)


На роль художника буклета был приглашен Вячеслав Михайлович Кравцов, в то время сотрудничавший с Верхне-Волжским книжным издательством и оформлявший стихотворные сборники известных ивановских поэтов. Благодаря участию в этой работе В.М.Кравцова буклет получает своеобразное выразительное оформление. Казалось бы, речь идет о туристической схеме, но на черно-белом графичном рисунке, представляющем развернутую панораму города, Плес предстает уютным и сказочным, сразу же вспоминается его необычный силуэт, хорошо узнаваемые главные достопримечательности, ощущение волжского простора. Город наполнен светом летнего солнца, свежим ветром, прохладой речной воды. Буклет приглашает к путешествию, вызывает желание осмотреть все архитектурные памятники, подняться по мощеным волжским булыжником дорожкам на крепостной вал и горы, с которых открываются потрясающие пейзажи, посетить все живописные уголки города и окрестностей. Издание пользовалось большой популярностью, и в 1975 году был выпущен второй тираж буклета с немного измененным оформлением.

Созданный творческим союзом профессиональных талантливых и увлеченных своим делом людей буклет «Город Плес» и сегодня невероятно актуален. В то время он стал своеобразным «лицом» города, способствовал утверждению и сохранению Плеса как важного исторического, культурного и ландшафтного памятника, открыл заповедный городок советским туристам и, несомненно, внес свою лепту в популяризацию бренда «Левитановский Плес».

Совместная работа автора и художника могла бы продолжиться – В.М.Кравцов был назначен художником первой редакции книги Л.А.Шлычкова «Листая времени страницы», которая была подготовлена в 1978 году, но так и не увидела свет из-за цензуры, не пропустившей в печать вдохновенное повествование о храмовой архитектуре, особняках фабрикантов, требуя рассказа об успехах социалистического строительства.

Интересно, что уже тогда, в конце 1960-х – начале 1970-х годов, был осуществлен комплексный подход к дизайну туристических изданий. Книга П.И.Моисеева «Плес», вышедшая в 1970 году в Верхне-Волжском книжном издательстве, была оформлена В.М.Кравцовым в едином стиле с буклетом 1969 года.



Обложка книги П.И.Моисеева «Плес», вышедшей в 1970 году
(архив Л.А.Шлычкова)



Шлычков Л.А. © 2007 – 2021