клуб «Иваново-Вознесенск»




ОБ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ КЛУБЕ «ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСК» РАССКАЗЫВАЕТ ОДИН ИЗ ЕГО ОСНОВАТЕЛЕЙ И ЛИДЕРОВ ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ ШЛЫЧКОВ


Клуб возник в январе 1987 года. В то время в городе впервые публично обсуждался генеральный план застройки Иванова. Общественность проявила к этому большой интерес. Прозвучало предложение: тем, кто интересуется историей города и его историческими памятниками, – встретиться в художественном училище. Там тогда директором была Нелли Николаевна Нестерова, она очень помогла нам в начале деятельности клуба. В училище проходили первые наши заседания.

На первую встречу пришло человек сорок. Я сделал обзорное сообщение о памятниках культуры Иванова и Ивановской области, их ценности в историко-архитектурном отношении. Надо сказать, что наша область чрезвычайно богата памятниками архитектуры, да и вообще очень интересна в историко-культурном отношении. Она образовалась из окраинных земель бывших Владимирской, Костромской, Ярославской и Нижегородской губерний, и их культуры представлены на ее территории. Плюс к тому: Иваново-Вознесенск, как центр текстильной промышленности, с XVIII века стал формировать свою собственную культуру, с промышленным направлением, пролетарским содержанием. На этих пяти «основаниях» базируется и растет наша современная культура.

Обо всем этом и говорилось на первой встрече. Люди заинтересовались, и тут как-то само собой прозвучало это слово – «Иваново-Вознесенск». Так оно, естественным образом, и «прикрепилось» к клубу как его название.

То было на заре неформального движения в городе, и поначалу к клубу было скептическое и даже настороженное отношение в официальных кругах…

Как строится работа клуба? Его участники собираются примерно раз в три недели. Занятия проходят в форме бесед, сообщений, информационных встреч – с представителями управления культуры, реставраторами, краеведами… Какой-то рабочей группы в клубе нет, организует все актив. Членство в клубе не оформляется, так что количественный состав его подвижный. Приходят к нам и пенсионеры, и учащиеся, и представители интеллигенции, рабочие… У клуба есть президент – доцент университета Александр Михайлович Тихомиров.

Афиша заседания клуба «Иваново-Вознесенск» (хранится в архиве Л.А.Шлычкова)

Постепенно клубная работа расширилась в сторону интереса не только к архитектурному наследию. К примеру, появилась проблема цветаевского музея, и при клубе образовалась специальная комиссия, которая курирует создание этого музея. Или еще одна комиссия, которая занимается изучением биографии Бурылина, коллекции его музея, его деятельности.

Сегодня вот уже второй сезон, наши занятия проходят в зале, который предоставляет нам обком комсомола. А до того, после занятий в помещении художественного училища, нас приглашал к себе Дворец текстильщиков. Мы провели там одно занятие, пожалуй, наиболее представительное – собралось, кажется, около двухсот человек. Было это после драматических событий, связанных со сносом дома 1/23 на улице Красной Армии. Была представлена экспозиция: фотографии дома, проекты сохранения здания, фотомонтаж о том, что произошло 4 ноября 1987 года. Заседание проходило бурно, привлекло широкое внимание. Мы приняли письмо в Фонд культуры, потом, как известно, Центральное телевидение дважды приезжало в Иваново.

После того заседания, увы, нам было предложено покинуть стены Дворца культуры…

План заседаний клуба «Иваново-Вознесенск» на 1987 – 1988 гг. Машинопись (хранится в архиве Л.А.Шлычкова)

К сожалению, здесь я вынужден вернуться и к тогдашнему отношению местной прессы к клубу «Иваново-Вознесенск». В «Рабочем крае» появилась статья сотрудника редакции Г.Шутова «Наследие». В нем, как мне кажется огульно, без знания сути работы клуба, были осуждены те, кто защищал дом 1/23 – причем в форме весьма неэтичных попреков в их адрес.

Как известно впоследствии Ивановской областной Совет народных депутатов принял решение, осудившее, в частности действия председателя Ивановского горисполкома, давшего распоряжение сломать этот дом, – и, казалось бы, все встало на место. К сожалению, на станицах газеты не были принесены какие-то извинения в адрес тех, кого она так несправедливо критиковала…

Я позволю себе еще несколько выйти за рамки темы. Тот случай, к сожалению, сильно повлиял на возможность сотрудничества многих членов клуба с «Рабочим краем». Ибо возникло серьезное и естественное сомнение: осознали ли в редакции, что были неправы? Если да – то почему об этом не было заявлено публично?

Замечу, кстати, что наш клуб руководствуется идеями академика Лихачева – в смысле оценки культурно-исторического наследия, необходимости сохранять его. И есть у него, например, мысль о том, что мы тогда лишь сможем двигаться вперед, если будем следовать формуле: «от покаяния к действию…»

Но вернемся к работе клуба. Постепенно складываются, я бы сказал, наши собственные теоретические взгляды на историко-архитектурное наследие. Памятники культуры, как известно, бывают двух видов: движимые (то есть те, которые могут быть  собраны, выставлены в музейных экспозициях) и монументальные – это, в большинстве своем, постройки.

При этом монументальные памятники, по нашему мнению, играют в жизни людей куда более важную роль, поскольку являются частью нашей постоянной среды обитания. А она изо дня в день формирует человека.

История – это не только нечто весьма от нас отдаленное. Это и наш буквально вчерашний день. Значит, и то, что создается сегодня, требует внимания и заботы.

Поэтому мы считаем: почти все, что строилось до 50-х годов включительно, всю эту застройку, надо сохранять. Если она должна умирать, то лишь естественной смертью, ее нельзя уничтожать бульдозерами. Это касается, в частности, и деревянных жилых домов, пусть даже они и не зафиксированы как памятники… почти каждый индивидуален, неповторим. Он стоит на кусочке земли, давая человеку возможность локального, но такого важного общения с природой. И кто знает – не вернемся ли мы все к подобной форме обитания в будущем. Я, например, в этом уверен…

Конечно, тут есть определенная социальная проблема. Люди хотят жить в современных, комфортных условиях – тех, что дает индустриальное строительство. Но это еще вопрос, что выгоднее в целом, да и дешевле: сносить старое и строить новое – или создавать современные условия для жизни в рамках старых внешних форм.

Легче или труднее нам работать сегодня по сравнению с первыми нашими шагами? Ответ тут неоднозначный. Если говорить об областном управлении культуры, то его интереса к нашей деятельности по-прежнему не очень-то чувствуется. Зато – вот уже где-то около года – произошло заметное сближение с партийными органам, времена давления на нас прошли, есть взаимопонимание – во всяком случае на уровне встреч и бесед. В частности, по вопросу о цветаевском музее.

Цветаевские чтения в Ново-Талицах. Выступает организатор первых Цветаевских чтений Леонид Алексеевич Шлычков (фото: архив Л.А.Шлычкова)

Все-таки определенный барьер еще существует. Связан он прежде всего с тем, что в нашем краеведении еще немало людей со старыми подходами. Они, эти подходы, в свое время принесли немало вреда. В недавнем прошлом, например, уничтожен дом Авенира Евстигнеевича Ноздрина. Сильно искажен внутренний интерьер в особняке Бурылина, где ныне размещен музей ситца (на эту тему в «Рабочем крае» резко выступал, помнится, писатель Виталий Сердюк)… Дела уже  не поправишь, – но хотя бы признать эти ошибки, чтобы впредь их не повторять, чтобы объединяться с новыми  людьми, пришедшими в краеведение!

Мы не раз ставили вопрос о том, чтобы созвать представительную конференцию, где были бы свободно высказаны все претензии обществу охраны памятников, где был бы обновлен состав его руководства, – но пока безрезультатно.

Немного еще о практических делах клуба. Несколько его членов работали над архитектурным Сводом памятников, и был подготовлен материал на несколько десятков отдельных памятников, тринадцать ивановских улиц, как памятник градостроения, были введены в список Свода и поставлены на охрану. И теперь без разрешения Министерства культуры РСФСР нельзя тронуть ни одного здания на этих улицах – в историческом центре, на территории бывшего села Иванова. Очень надеюсь, что снос дома на углу улиц Марии Рябининой и 10-го Августа будет последней акцией в духе старых времен…

Мы, конечно, понимаем, что для города сохранение тринадцати улиц – большая проблема. Поэтому было решено создать при клубе проектно-реставрационный кооператив «Посад», он уже действует, и не только в Иванове.

Сейчас заняты проектом реставрации зданий на проспекте Ленина, в Аптечном переулке, глав и колокольни церкви в Приволжске, сбитых недавно грозой.

Помочь городу могла бы и реализация такого предложения. Допустим, освобождается старая постройка в центре города. Почему бы не объявить конкурс среди тех, кто желал бы привести его в порядок, занять и поддерживать?

Среди памятников немало культовых сооружений. И их, по-моему, надо отдавать верующим при малейшей возможности, чтобы они сами приводили их в порядок и использовали по назначению. К сожалению, здесь инерция прошлого очень сильна. Достаточно вспомнить события вокруг «красной церкви» – Введенского храма… И тут, кстати, тот же «Рабочий край» не сыграл конструктивной роли. Статью В.Соколова «Вглядываясь в лица», например, считаю своего рода повторением статьи «Наследие» – только на другом материале. И хотя там не сказано, что автор против передачи храма верующим, эффект статьи получился противоположным.

И вот, смотрите, позиция властей сегодня вроде бы изменилась, а на деле происходят такие вещи: ограду литературного сквера (первоначальные решетки там – «красной церкви») решили заменять, сняли, а потом… забыли. И ушла ограда куда-то на завод, где и была уничтожена. И все – безнаказанно, никто даже не сказал хотя бы так: да, мы совершили ошибку, простите, граждане Иванова, мы художественную вещь уничтожили…Не говорю уже о том, что в свое время волевым решением без всякого совета с краеведами были сняты и уничтожены ограда и ворота памятникового объекта – здания нынешнего обкома партии. А через эти ворота ходили и Фрунзе, и Варенцова, и другие наши знаменитые земляки, память о которых, казалось бы, мы свято чтим…

Являются ли вопросы краеведения вопросами политики? Конечно, сегодня это так. По крайней мере это вопрос культурной политики. Но и огромный вопрос нравственности. И только на основе честного признания ошибок и промахов прошлого возможны ныне настоящее единение, совместная работа и вера людей в то, что хорошие решения, принимаемые в этой сфере – хотя бы на том же сентябрьском пленуме обкома партии – не останутся на бумаге…

«Вопрос культуры, морали, политики...». Об историко-патриотическом клубе «Иваново-Вознесенск» рассказывает один из его основателей и лидеров Леонид Алексеевич Шлычков // Встреча. Литературно-публицистическое приложение к газете «Рабочий край». 1990. Январь, № 1. С. 9.


Шлычков Л.А. © 2007 – 2024