наследие



Л.А.ШЛЫЧКОВ


ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЕЧИ В БЫВШЕМ ДОМЕ РАГОЗИНЫХ СЕЛА ПЕТРОВО-ГОРОДИЩЕ ГАВРИЛОВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Пояснительная записка к обмерам изразцовых печей в доме Рагозиных (село Петрово-Городище Гаврилово-Посадского района Ивановской области)

Изразцовые печи в доме Рагозиных села Петрово-Городище – ценные памятники архитектуры малых форм достойные состоять под государственной охраной.

Изучаемые изразцовые печи располагаются на втором этаже обширного здания, занимаемого в наши дни детским домом. Здание это – одна из сохранившихся построек усадьбы, принадлежавшей роду помещиков Рагозиных. Оно расширено пристройкой и, по-видимому, изменило внешнее оформление. Однако по рустованным пилястрам, идущим по углам и в простенках окон его первоначальной части, по планировке первого этажа, помещения которого перекрыты сводами, здание можно датировать первой половиной или серединой XVIII века.

Усадьба Рагозина в селе Петрово-Городище Гаврилово-Посадского района Ивановской области. Главный дом. Фотография 1989 года (фото: svodokn.ru)

Печи имеют формы лаконичных четвериков. Они установлены на невысоких цоколях, завершаются карнизами, состоящими из гуська, скоции, полочки и валика. В оформлении использованы также пояски, членящие объемы печей на два яруса одного сечения в плане. Углы четвериков обработаны фасками, на которых (у одной печи) помещены балясины.

Леонид Алексеевич Шлычков делает обмеры печи (№1) в доме Рагозина (село Петрово-Городище Гаврилово-Посадского района Ивановской области). Фото 1980 года (фото: А.Б.Александрова /из архива Л.А.Шлычкова)

Поясок одной печи состоит из спаренных валов. У второй – он выполнен в виде плоского выступа, обрамленного прямым и обратным гуськами.

Обе печи сохраняют фрагменты фурнитуры (обрамления воздуховодов, заглушки, дверцы). А на теле одной из них (обозначим ее №1) сохранились латунные восьмилепестковые шайбы связей.

Поверхность первой печи облицована сюжетными двухцветными (красно-фиолетовая и зеленая краски) изразцами одного размера 165х205–210 мм. В центре этих кафелей на белом фоне помещены изображения одиночных (чаще) фигур мужчин и женщин (иногда китайской национальности), а также рисунки животных, цветов и построек.

Леонид Алексеевич Шлычков делает обмеры печи (№2) в доме Рагозина (село Петрово-Городище Гаврилово-Посадского района Ивановской области). Фото 1980 года (фото: А.Б.Александрова /из архива Л.А.Шлычкова)

Композиции заключены в сложные обрамления трех вариантов. Наиболее многочисленные из них принадлежат раппортным изразцам, обрамления которых из пышных ветвей и розочек сливаются в сплошной орнаментальный ковер. Среди ветвей, под изображениями в фигурных рамках помещаются надписи.

Печь (№1) в доме Рагозина. Фото 1980 года (фото: А.Б.Александрова /из архива Л.А.Шлычкова)

Вторая печь облицована изразцами трех размеров: 165–171х205–210 мм, 155–163х250 мм, 143–154х268–270 мм и 143–154х330 мм. При этом крупные изразцы, расположенные в верхней части лицевого зеркала, в отличие от прочих, сложены здесь без перевязки. А два угловых изразца с балясинами установлены в перевернутом виде.

Наиболее распространенные рамки на изразцах второй печи – те же, что и на первой: с ветвями и розами. Но имеются и иные обрамления: с волютами, вплетенными в цветочный венок. Среди кафелей этого памятника имеются явно инородные – зеленого цвета чисто орнаментальные. Большая же часть сюжетных изразцов второй печи не имеет подписей.

На обеих печах имеются вставки, закрывающие утраты, из кусков изразцов, сходных по цвету с основными плитками, но с изображениями чисто растительных мотивов.

Слева: изразец печи (№1) в доме Рагозиных (село Петрово-Городище Гаврилово-Посадского района Ивановской области) с обрамлениями в виде венков из пышных ветвей с розочками (фото: А.Б.Александрова /из архива Л.А.Шлычкова),

справа: фрагмент фасада изразцовой печи в Архимандритском корпусе бывшего Михайло-Архангельского монастыря. Изображения на изразцах обрамлены знакомыми нам венками из пышных ветвей с розочками (фото: пользователя babs71.livejournal.com размещено на сайте 123ru.net)

Ближайшие аналоги изразцам изучаемых печей находятся в городе Юрьеве-Польском. Там, в Архимандритском корпусе бывшего Михайло-Архангельского монастыря стоит печь близкая по формам печам в Петрово-Городище. Она облицована изразцами, композиции которых обрамлены знакомыми нам венками из пышных ветвей с розочками. Датируется печь в Юрьеве-Польском началом второй половины XVIII века. К этому же времени можно отнести происхождение печей в Петрово-Городище.

Изразцовая печь в Архимандритском корпусе бывшего Михайло-Архангельского монастыря близкая по формам печам в Петрово-Городище (фото: пользователя babs71.livejournal.com размещено на сайте 123ru.net)

В целом изучаемые печи неплохо сохранились. Но при этом не избежали разного рода утрат: отсутствует большая часть изразцов северного фасада печи №2, многие изразцы памятников имеют разной величины пробоины, большие поверхности печей покрыты масляными красками.

В данный момент нет возможности дать архитектурно-художественную оценку печам, так как ряд признаков говорит о том, что памятники изменили первоначальный облик или могли изменить его. Признаки эти следующие:

1. Обычно печи XVIII века имеют нижнюю часть большего сечения в плане, чем верхнюю, чего нет у изучаемых печей.

2. В теле печи №2 имеются явно инородные и перевернутые изразцы.

3. Изразцы обеих печей имеют сколы, которые могли появиться при полной переборке памятников.

В реставрационной практике накоплен пока еще небогатый опыт по воссозданию печей XVIII века. Нам известна лишь одна публикация на данную тему, указанная в библиографии. Потому для дальнейшего изучения памятников в Петрово-Городище, для работы над их реконструкцией необходимо изучение аналогов.


Материалы к проекту реконструкции изразцовых печей в селе Петрово-Городище Гаврилово-Посадского района Ивановской области

Опираясь на имеющуюся немногочисленную литературу по печам и полученную нами консультацию с полным основанием можно утверждать лишь следующее:

1. Печи в селе Петровском созданы около середины XVIII века.

2. Они утратили декоративные завершения – гребешки.

В среде реставраторов малых форм архитектуры, занимающихся воссозданием печей XVIII века, сложился устойчивый взгляд на их пространственное решение.

Первоначальная печь XVIII века – это более или менее сложно декорированный двухъярусный четверик, верх которого может члениться на ряд башенок. В случае, если верх монолитный, он венчается карнизом и городками, в случае расчлененного верха каждая башенка венчается горкой из вогнутых и выгнутых изразцов.

Одни реставраторы (Н.И.Немцович) на основании изученных аналогов считают, что нижний ярус всегда большего сечения, чем верхний. Другие (И.Ильенко) полагают, что это обязательно в случае, если верхняя часть имеет фаски по углам. Когда верх имеет фаски, его ширина не будет кратной размеру плоского кафеля. В этом утверждении можно сделать следующую поправку: верх будет меньшего сечения в случае, если один из ярусов имеет по углам фаски.

Однако, вопреки богатому материалу, подтверждающему версию о закономерности различия в сечении верха и низа печей, имеются некоторые сведения о возможности существования в прошлом печей с одинаковым сечением верха и низа.

А.И.Иванов в своей книге приводит фотографию утраченной печи XVII века (рис. 20) предельно близкую по композиции нашим памятникам.

Несохранившаяся изразцовая печь (рис.20) из книги А.И.Иванова "Забытое производство. Очерк изразцовой промышленности Владимирского края", о которой упоминает Л.А.Шлычков (фото: Иванов А.И. Забытое производство. Очерк изразцовой промышленности Владимирского края. Владимир. 1930. С.28.)

Исходя из сказанного, можно сделать два вывода.

Во-первых: петровские печи сохранили композиционное решение. Первая печь, возможно, не изменилась и в деталях, а лишь утратила городки и приобрела позднюю арматуру. Вторая изменилась в деталях: часть изразцов заменена кафелями с другого памятника и, возможно, новоделами. В этом же случае обе печи могли упроститься, утратив множество мелких деталей (небольших валиков, ставившихся в швы по сторонам пояска и во фризе; узких изразцов, применявшихся в пояске и др.).

Во-вторых: можно полагать, что наши печи собраны из 4–5-ти других печей (низы или верха с фасками и начало фасок в цоколе одной из печей говорят об этом) и при перекладке они могли претерпеть значительные изменения.

Поэтому, приступая к реконструкции печей в Петровском, необходимо изучить все имеющиеся аналоги.

В качестве аналогов Н.И.Немцович рекомендует памятники, находящиеся в Москве в бывших палатах Волкова (ВАСХНИЛ) и в Ленинграде в музее училища имени Мухиной. И. Ильенко брала при реконструкции аналогичного памятника за образцы печи в Архиерейском доме в Суздале, в трапезной Ново-Иерусалимского монастыря, в корпусе Софьи Новодевичьего монастыря, в Архиерейском доме Рязанского кремля.

Использованная литература:

1. Иванов А.И. Забытое производство. Очерк изразцовой промышленности Владимирского края. Владимир. 1930.
2. Воронов Н.В. Русские изразцы XVIII века. // Памятники культуры. Вып. 2. М., 1960.
3. Воронов Н.В., Блохина Н.В. Ярославские изразцы. // Краеведческие записки. Вып. 1. Ярославль, 1956.
4. Султанов Н.В. Изразцы в древнерусском искусстве. // Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, издаваемые А.В.Прохоровым. Вып. 4. СПб, 1885.
5. Филиппов А.В. Древнерусские изразцы. Вып. 1. М., 1938.
6. Ильенко И. Реконструкция изразцовых печей в кельях Елецкого монастыря в Чернигове. // Теория и практика реставрационных работ. Сборник №3. М., 1972. С.109–116.
7. Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 3. 1896.
8. Материалы Свода, собранные Производственной группой Ивановского областного управления культуры.
9. В пояснительной записке автор опирался на консультацию архитектора Владимирской реставрационной мастерской Н.И.Немцович.

Обмеры памятников, чертежи, пояснительная записка выполнены Л.А.Шлычковым, научным сотрудником проектно-сметного отдела Ивановской СНРПМ летом 1980 года, фотофиксация проведена техником-фотографом А.Б.Александровым – осенью того же года.

Архитектурные термины:

Четверик – четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре.

Поясок – архитектурный элемент в виде горизонтального пояса или выступа.

Городки – фигурные изразцы, венчающие карниз печи, придающие нарядность и законченность композиции.

Реконструкция «городка» конца XVI века (изображение: Ильенко И. Реконструкция изразцовых печей в кельях Елецкого монастыря в Чернигове. // Теория и практика реставрационных работ. Сборник №3. М., 1972. С. 113.)

Скоция – асимметричный архитектурный облом с профилем двухцентровой дуги или более сложной вогнутой кривой.

Классические греческие архитектурные обломы, некоторые из них упоминаются в статье:

1 – полочка (иначе – плинт, плита);
2 – валик, или вал (торус), и четвертной вал (до пунктира) [строятся по дугам окружности или более сложным кривым (правый чертеж)];
3 – дорический "ястребиный клюв" (слезник) и этапы его развития;
4 – дорическая кима (киматий), или гусёк (а – прямой, б – обратный);
5 – каблучок (а – прямой, б – обратный);
6 – выкружка, строящаяся по кривым, близким к дугам окружности;
7 – скоция (асимметричная выкружка с профилем двухцентровой дуги или более сложной кривой);
8 – астрагал (сочетание полочки с валом и выкружки)
(изображение: Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969–1978 / dic.academic.ru)


© Шлычков Л.А.