наследие



Л.А.ШЛЫЧКОВ


...И ВСТАЛИ ХРАМЫ В ЧЕСТЬ ПРАВЕДНИКА. ПАМЯТЬ О НАРОДНОМ ЗАСТУПНИКЕ СЕРГИИ РАДОНЕЖСКОМ НА ИВАНОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

Беглый просмотр описаний церквей, изданный в конце XIX – XX века, показывает, что на территории Ивановской области был довольно широко распространен культ преподобного Сергия Радонежского. В то время здесь было более 25 самостоятельных и придельных храмов его имени. Храмы равномерно располагались в крае. Но были и такие районы, где эти храмы располагались кучно, всего в трех-четырех часах ходьбы друг от друга (Хотимль Южского района и Алексино Савинского, Студенцы, Китово, Ильинское и Сергеево Шуйского района).

Храмы, о которых идет речь, были каменного исполнения и строились во второй половине XVIII – первой половине XIX веков. Ставились они обычно на месте деревянных предшественников. Потому, если предположить, что предшественники стояли не менее 100 лет, то культ Сергия Радонежского был распространен у нас широко уже в середине XVII века.

Строились и посвящались Сергию Радонежскому храмы и во второй половине XIX века. Так, в уже упоминавшемся селе Студенцах была построена двухпридельная церковь в 1869 году, и главный престол ее был посвящен Сергию Радонежскому.

Следует добавить, что имя Радонежского Чудотворца особо отмечалось и в храмах, посвященных святой Троице в память об обители, созданной святым. И троицких храмов на территории области было около двадцати.

...Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родом из-под Ростова Великого. Известно же, что часть древнего Ростовского уезда вошла в состав Ивановской области (Ильинский район). Следовательно, с некоторой натяжкой можно говорить о том, что святого могли знать здесь лично или через знакомых,ччерез знакомых знакомых, и при первом появлении на горизонте известности это имя должно было легко усваиваться нашими предками.

У нас нет документальных свидетельств того, что Сергий Радонежский бывал на нашей земле, но дважды приезжая в родной Ростов из Троицкого монастыря, он не мог не побывать по пути в святых местах древних Суздаля и Владимира. В этих случаях он непременно проезжал по территории Ильинского района, где пролегала дорога Ростов – Суздаль.

Сильным толчком к широкой популярности тогда еще игумена Троицкой обители должна была послужить победа на поле Куликовом. Наши предки участвовали в эпопее в составе костромских, ростовских и стародубских дружин. В русском войске, собранном тогда со всех земель и княжеств, с напряженным вниманием ловили всякую добрую весть и непременно обсуждали факт благословления на битву великого князя игуменом Троицкой обители. Стоя на историческом поле в день сражения в разных полках, предки слышали из уст воевод обращение Сергия Радонежского, присланное накануне битвы, они видели поединок чернеца Пересвета (посланца Сергия Радонежского) с Челубеем. Все это неоднократно пересказывалось вернувшимися на Родину с победой ратниками, и все это связывалось с реальным человеком, оказавшимся земляком.

В XIV веке наш край еще довольно слабо заселен. Жизнь приходила в лесное безмолвие часто с монахами: в глухом месте возникала обитель, начиналось движение, хозяйственная жизнь. К пустыни, небольшому монастырю подселялись крестьяне - образовывалось село, в его округе и еще более отдаленных местах появились починки, и так все пространство осваивалось человеком. Активное монастырское строительство началось на территории Московского государства в XIV веке с ослаблением татарщины. Огромную роль в этом сыграла созданная Сергием Троицкая обитель. Ряд монастырей был основан самим Сергием. Другие – его учениками и последователями. Если мы посмотрим на карту расположения созданных ими обителей, то увидим, что они располагаются полосой от Москвы до северных пределов Вологодского края. В эту полосу попадает и территория Ивановской области.

И снова приходится говорить об отсутствии документов, свидетельствующих о деятельности учеников и последователей святого на нашей земле. Но они непременно проходили здесь по пути на север, создавая небольшие пустыни. Но пустыни позднее были упразднены, а имена основателей не закрепились в истории.

Примером может служить упоминавшийся уже Хотимль, живописно вознесшийся церковным ансамблем на всхолмленном берегу реки Тезы. Село это образовалось вокруг пустыни. По преданию, записанному в середине XIX века историком В.А.Борисовым, основателями пустыни были монахи Троице-Сергиевой лавры. Предание это явно не лишено основания: в одном из документов 1613 года монастырь упоминается в качестве вотчины Троице-Сергиева монастыря. Можно полагать, что подчиненность эта уходит в середину XVI века. Об этом говорят пожалования пустыни в то время "земель, пустошей, покосов и лесных дач" царем Иваном IV, что могло произойти в отношении незначительной обители лишь при посредничестве знаменитой лавры, которую Грозный выделил среди других церковных центров государства.

Обратим внимание также на древнейший монастырь нашего края - Николо-Шартомский, что находится в с. Введенье Шуйского района. Первое упоминание о нем относится к 1425 году. Но, по преданию, он возник значительно раньше этой даты. В любом случае – это эпоха активной деятельности Сергия Радонежского и его учеников. Но если даже они не имели отношения к его основанию, жизнь и подвиги святого Сергия были на устах монахов Шартомского монастыря. Об этом говорит факт наличия среди книг монастыря жития Сергия Радонежского, "приложенной" шартомским же архимандритом Ионой в 1642 году "по своих родителях".

Небольшой подмосковный Троицкий монастырь, обязанный первоначальной известностью авторитету и чудесам основателя, после его кончины постепенно становится одним из общегосударственных религиозных центров, лаврой. Здесь происходят общерусские исторические события, лавру почитают князья и цари, делая в нее богатые вклады. Монастырь становится богатейшим вотчинником. Если прежде имя Сергия по стране несли ученики, то теперь это делает монастырская администрация путем почти обязательного устройства в своих вотчинах церквей, посвященных святому. Так, в переписных книгах Троицкого монастыря за 1616 год в Хотимльской пустыни упоминаются две церкви. Одна из них посвящена преподобному Сергию Радонежскому. Пустынь в Хотимле была упразднена в XVIII веке. На месте деревянных первоначальных здесь были построены два каменных храма. В одном из них в качестве придельного до закрытия был престол, посвященный Сергию Радонежскому.

Известное село Алексино, откуда по всей России расходились коробейники, также было вотчиной Троице-Сергиева монастыря. Первое упоминание об этом имеется в документах 1616 года. В 1656 году упоминается впервые сельская церковь. Это был храм Усекновения главы Иоанна Крестителя и в нем... придел во имя Сергия Радонежского.

В вотчинном владении Троице-Сергиева монастыря издревле находилась часть знаменитого села Холуя. В грамоте Ивана IV 1546 года говорится, что у монастыря "новыя соли на Холую... варницы и трубы и дворы". Это значит, что монастырь добывал в Холуе соль, для чего были устроены соляные колодцы и выпаривающие из рассола соль печи.

В 1613 году слобода Холуй в большей своей части пожалована царем Михаилом Федоровичем князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. По писцовым книгам 1628 года князю там принадлежало два двора вотчинниковых, 23 двора крестьянских, 24 двора бобыльских, кабак, две варницы и четыре трубы с усолом. Троицкому монастырю тогда же принадлежали двло монастырский и 18 дворов бобыльских. В те же годы в слободе упоминается деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, построенная на средства вотчинников. Как видим, Троице принадлежит лишь незначительная часть села, а церковь если не Сергия Радонежского, то Троицкая.

Еще один путь к распространению культа Сергия Радонежского связан с идеей первенства Москвы как политического центра, с идеей о сильной централизованной власти. Намек на нее – в действиях первого московского мирополита Петра. Его преемник Алексий и его друг Сергий по-своему развивали и укрепляли эту идею. Идеологическими построениями занимались люди, размышлявшие о судьбе государства, тогдашние интеллигенты, соприкасавшиеся с высшей властью. На их подворьях, в их вотчинах можно встретить храмы, посвященные этим святым.

Рядом с погостом Ильинским, что невдалеке от Шуи, в старину располагалась усадьба Телешово. Она была пожалована купцам Собакиным, родственникам невесты царя Марфы Собакиной, возведенным по этому случаю в боярское достоинство. Известно, что Марфа скончалась на другой день после свадьбы, а некоторые из Собакиных были позднее казнены Иваном IV. Другие же благополучно здравствовали, ведя заметную придворную жизнь. Телешово оставалось при этом в их роде на протяжении XVI века. Позднее оно принадлежало И.В.Третьякову и другим владельцам. Первую церковь на погосте Ильинском поставили Собакины. В XVI веке их там было две: Воскресенская с приделом Пророка Ильи и Сергиевская. Обе церкви были деревянные. В 1815 году вместо них построена была каменная с двумя престолами: во имя пророка Ильи и приделе в честь Сергия Радонежского. В описи конца XIX века среди священных предметов церкви упоминается "сребропозлащенный образок преподобного Сергия Радонежского с частицами его святых мощей".

Теперь перенесемся на Волгу, в далекие окрестности Плеса, в Борщевку. Борщевка была пожалована в начале XVII века за заслуги перед отечеством в смутное время В.А.Козловскому, представителю древнего княжеского рода. Постепенно здесь была создана великолепная усадьба, ставшая культурным гнездом, в котором воспитывалось не одно поколение дворянских интеллигентов.

Ф.А.Козловский (1740–1770) – поэт и переводчик, друживший с Д.И.Фонвизиным, М.М.Херасковым, Н.И.Новиковым;
П.Б.Козловский (1783–1840) – стихотворец и дипломат, знакомый А.С.Пушкина и П.А.Вяземского;
А.Д.Козловский (1802–1845) – местный администратор, автор книги "Взгляд на историю города Костромы".

Естественно полагать, что в усадьбе этих людей не могло быть ничего случайного. Существовавшая в Борщевке в начале XX века церковь стояла вблизи господского дома, в парке, и построена была в 1744 году на средства владельцев, очевидно, на месте деревянной предшественницы. В ней было три престола - один в честь преподобного Сергия Радонежского.

Но, пожалуй, самым убедительным примером идеологических причин в посвящениях иных храмов являлись церкви, некогда существовавшие в селе Мугрееве Южского района. Вспомним, что освобождение России от интервентов и смуты в 1612 году совершалось с именем Сергия Радонежского. Его образ являлся Козьме Минину, призывая к действию.

И кому же он возносил молитвы в тот решающий для него момент? По писцовым книгам 1628–1630 годов в селе Мугреевском было две церкви, построенные на средства вотчинника. Одна из них – церковь Троицы с приделом во имя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия Радонежского. А на соседнем с Мугреевом озере Богоявленском (ныне о. Ламна) был в то время монастырь, содержащийся на средства Пожарского. В том монастыре была церковь Сретения Богородицы Владимирской с приделом в честь Иоанна Богослова и Петра, митрополита Московского.

По преданию, все трое собрались в Мугрееве в решающий момент истории – святые митрополиты Московские Петр и Алексий и Сергий Радонежский, чтобы напомнить полководцу времена татарщины, призвать к освобождению Родины, не щадя жизни своей. Это им должен был молиться перед выступлением на руководство народной ратью наш прославленный земляк.

И все-таки не любовь к малой родине, не пропаганда учеников, не политика святой Лавры, не идеологические причины были решающими в распространении культа Сергия Радонежского. А простота его исторического облика и поведения, высочайший авторитет при жизни, позволявший ему мирить князей, напутствовать на поле Куликово и пророчествовать там победу. Это время, по словам В.О.Ключевского, из исторического деятеля превратило Сергия Радонежского в народную идею, а его дело из исторического факта в идеал. Он невольно стал нравсвенным воспитателем народа. Поэтому его культ связан с всесословным, всенародным признанием.

Престолы, посвященные преподобному Сергию Радонежскому Чудотворцу, создавались в церквях больших и малых селений, стоявших на проезжих дорогах и в лесной глуши. Эти церкви строились на средства крепостных крестьян, купцов и помещиков, на народные средства.

Вместо заключения

В эпоху великого гонения на церковь, начавшуюся с 1917 года, ряд из вышеназванных храмов был уничтожен, другие поруганы, закрыты и утратили свои подлинные имена, в том числе и Сергия Радонежского. Там, где гонители встречались с именам селений, связанными с культом, они пытались подменить их новыми названиями.

Упоминалось село Сергеево под Шуей, оно принадлежало в XVIII веке помещикам Марковым. Они построили там в 1740 году двухэтажную трехпридельную церковь. Один из придельных престолов был посвящен Сергию Радонежскому. Тогда де или ранее селение стало именоваться Сергиево. Вскоре после революции на картах и, очевидно, в официальных бумагах название села стало трансформироваться в написании "Сергеево", приобретая имя, скрывающее отношение названия селения к святому Сергию Радонежскому.

В 1992 году культурное человечество отмечает 600-летие троицкого игумена. Давайте же сделаем все возможное для восстановления памяти исторического лица и русского святого Сергия Радонежского, столь широко почитавшегося нашими предками. Без прежнего масштабного бытования его имени не полны наши история и культура.

Шлычков Л.А. И встали храмы в честь праведника: Память о народном заступнике на Ивановской земле. (О С.Радонежском) // Рабочий край. 1992. 7 августа.


Шлычков Л.А. © 2007 – 2024