наследие



Л.А.ШЛЫЧКОВ


ФАБРИКА-КРАСАВИЦА. ШЕДЕВР ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ.
К ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ БОЛЬШОЙ ИВАНОВСКОЙ МАНУФАКТУРЫ

В цепи ивановских фабрик, стеснившихся по берегам Уводи, наиболее удачное в градостроительном отношении место занимает БИМ имени О.А.Варенцовой (бывшая Куваевская мануфактура). Она расположилась на излучине реки на береговом возвышении, на виду у всего города, разделенного рекой на две части и сообщающегося здесь посредством парадного Театрального моста.



Большая ивановская мануфактура (фото Е.Шлычковой)


Зодчие, формировавшие ансамбль фабрики, явно сознавая важную его роль в панораме города, обратили предприятие главным фасадом в сторону этого моста, оживили ее силуэт башнеобразными надстройками, увенчали композицию трубой, выполненной в форме античной колонны (полуразобрана), украсили ее главный фасад выразительным декором из карнизов, поясков, разнообразных наличников, что казалось бы несвойственно промышленной архитектуре, стремящейся к предельной простоте.

До начала 30-х годов XX века фабричный комплекс противостоял возвышавшемуся на противоположном берегу Уводи древнему ансамблю Покровского монастыря (на месте Дворца искусств). И это соперничество краснокирпичных кубов, цилиндров и сложных форм храмов, алтарей, шатров и луковичных глав рождало неповторимое своеобразие, незнакомое древним городам, лишенным крупных промышленных сооружений в своих исторических центрах. Сегодня, без ансамбля монастыря, фабричный комплекс БИМ несет двойную градостроительную нагрузку.



Ансамбль Покровского монастыря – сейчас здесь располагается Дворец искусств


Масштабом, местоположением и выразительностью силуэта являясь важной составной частью панорамы города, фабрика одновременно – одно из старейших предприятий, в облике которого запечатлены страницы истории города, высокие производственные достижения местной промышленности и ее кризисы.

История фабрики начинается с 1817 года1. Тогда крепостной крестьянин Яков Куваев на северо-восточной окраине крепостного села Иванова завел набойное производство. Предприятие было успешным. В 1841 году у Куваева появляется вальная печатная машина с конным приводом, в 1847 году – перротина (плоскопечатная машина) в 4 коллера, в 1857 году – граверная машина и паровой котел2. Заведение представляло во внешних формах типичную усадьбу набойщика, каких в Иванове в то время было десятки. В усадьбу входил жилой дом, набойный корпус, склад-палатка, подсобные постройки. И лишь часть производства, связанная с интенсивным использованием воды и огня, обычно размещалась на берегу Уводи.

В 1880-х годах начался быстрый рост фабрики Куваевых, и это происходит одновременно с переносом ее на берег Уводи, на теперешнее место. Здесь в начале десятилетия, при существовавшем ранее заварочном отделении, начали строить два корпуса: для отбельной фабрики и котельной. В архиве сохранился проект пристройки к «красильно-отделочной ситцепечатной фабрике и заварке», датированный 1885 годом3. В 1892 году планируется постройка котельной4. В 1893 году создается проект обширного разноэтажного корпуса, в котором предполагается разместить отбельную, стригальную, печатную, накатывальную5. В том же году начато строительство двухэтажного здания для правления и фабричной конторы, расположившихся вдоль улицы посада6.



Вид на фабрики БИМ. Художник Н.П. Секирин. 1943 г.


В 1894 году все отделочное производство Куваевых сосредотачивается на Уводи в новых корпусах. В это же время работа на старой фабрике прекращается, все ее оборудование переносится в новые корпуса, а старые промышленные постройки в селе в 1898 году были частично разобраны, частично переоборудованы под другие нужды8.

Архивные материалы свидетельствуют, что владельцы и руководство фабрики прилагают усилия не только к расширению производства, но одновременно обращают внимание на архитектуру построек, техническое обеспечение и благоустройство фабрики. Вот что говорится в справке, подготовленной в 1900 году администрацией для всемирной выставки в Чикаго: «Все постройки (фабрики) каменные с кирпичными, бетонными и железными сводами и каменными, асфальтовыми и бетонными полами. Отопление паровое, пароводяное и паровоздушное с применением вентиляции. Освещение во всей фабрике электрическое»9. В это время на фабрике было 25 паровых котлов, 6 электромоторов, 3 динамо-машины с 23 фонарями и 1123 лампочками накаливания, 14 печатных машин (от 1 до 10 коллеров)10 и другая самая совершенная техника, которая поступала из Англии, Германии, Риги, Москвы11. Документы рисуют образ хорошо оснащенного и обихоженного предприятия, ведомого с любовью по пути совершенствования. Все это не могло не сказаться на качестве продукции – основном показателе уровня работы предприятия во все времена.

Ткани фабрики отличались в данную эпоху высоким качеством, что подтверждается высокими наградами, полученными на международных и отечественных промышленных выставках:

1876 год – Всемирная выставка в Филадельфии – бронзовая медаль,

1882 год – Всемирная выставка в Москве – золотая медаль,

1889 год – Всемирная выставка в Луинвиле – золотая медаль,

1893 год – Всемирная выставка в Чикаго – бронзовая медаль,

1896 год – Всероссийская художественно-промышленная выставка в Н.-Новгороде – государственный герб,

1900 год – Всемирная выставка в Париже – золотая медаль12.



Панорама Иванова. На первом плане: корпуса Большой ивановской мануфактуры


Высокий технический уровень производства позволяет принимать на фабрике практикантов-студентов ведущих технических учебных заведений страны. В документах встречаются упоминания о посланцах петербургского и харьковского технологических институтов, московского технического, варшавского политехнического, ивановской рисовальной школы.

Своим процветанием предприятие во многом обязано деятельности Н.Г.Бурылина, члена известной семьи ивановских фабрикантов. Он возглавил дело в 1872 году. В 1874 году он женился на дочери владельца фабрики Н.Х.Куваевой и стал совладельцем, а в 1887 году, когда образовалось товарищество Куваевской мануфактуры, становится сопредседателем его правления.

В начале XX века фабрика товарищества продолжает расширяться. В 1910 году проектируется надстройка третьего этажа над красильным и печатным отделениями13. В 1913 году появляется здание электропалилки14. При этом все более гармонизируется композиция архитектурного ансамбля. А модерновое здание палилки, расположенное напротив корпуса фабричного управления, завершает формирование парадной части фабричного двора.

При неизбежной разновременности построек, надстройках и пристройках мы не ощущаем в ансамбле стихийного начала. Он не случайно обращен в сторону парадного моста, компактно спланирован, разумно изолирован от города. Как предполагалось в начале работы, это убеждает в существовании общего первоначального замысла, который затем по мере роста предприятия воплощался в жизнь разными архитекторами.



Корпуса Большой ивановской мануфактуры (фото Е.Л.Шлычковой)


Начинал проектирование фабрики и, по-видимому, продумывал ее будущий образ ивановский городской архитектор П.В.Троицкий15, автор многочисленных построек, украшающих улицы Иванова (одна из крупнейших – здание реального училища – художественного музея). В 1890-е годы для Куваевской мануфактуры проектировал П.Г.Беген16, известный ивановский зодчий, автор проекта Введенской («красной») церкви. В начале XX века их дело продолжал городской ивановский архитектор С.В.Напалков17. Чтобы у читателя на осталось сомнений в том, что облик фабрики не случаен, добавлю, что даже малые формы архитектуры в комплексе (на фасадах и в интерьерах) тщательно разрабатывались специалистами. В архиве сохранился рисунок Гр.Овчарова художественной металлической лестницы к «разделительному пункту»18.

В годы первой мировой войны в состав товарищества входит фабрика Ямановских, расположенная напротив на правом берегу Уводи. Основана она была в 1760 году как набойное производство крепостным крестьянином М.Ямановским. В начале XIX века – это уже одна из крупнейших набойных мануфактур в селе Иванове. Первая вальная машина появилась у Ямановских уже в 1829 году, тогда же имелось 15 набойных столов и работало 3 резчика. В 1816 году комплекс мануфактуры состоял из 24 каменных и деревянных построек19. В числе их были два каменных трехэтажных корпуса, сохранившихся до наших дней (ул. Зверева, 9а). В 1890 году работы на ситцепечатной фабрике Ямановских прекращаются. Но еще до этого в 1882 году рядом, на самом берегу Уводи, поднимаются три двухэтажных корпуса новой ткацкой фабрики. В момент открытия фабрика была оснащена 46-сильной паровой машиной, 200 механическими станками. В таком виде фабрика и входит в состав Куваевской мануфактуры. Несколько позднее – 2 января 1917 года она приобретается мануфактурой в полную собственность21.

8 марта 1919 года имущество Куваевской мануфактуры было национализировано. Когда отбирали ключи у Н.Г.Бурылина, фабрикант взмолился: «Рабочие, богом живым заклинаю, не уроните хозяйства. Не себя жалею, фабрику-красавицу, сколько в нее моего пота-крови положено…». В мольбе этой было заключено, как мы сегодня видим, оправданное опасение.

1ИОА. Ф. 108. Ед. хр. 1416. Л. 1; Там же. Ед. хр. 541. Л. 1 об.
2Там же. Ед. хр. 108. Л. 1.
3Там же. Ед. хр. 521. Л. 36.
4Там же. Ед. хр. 207. Л. 1.
5Там же. Ед. хр. 244. Л. 1.
6Глебов Ю.Ф., Соколов В.М. История фабрики Большой Ивановской Мануфактуры. Иваново,1952. С.30.
7Глебов Ю.Ф., Соколов В.М.С.30
8Глебов Ю.Ф., Соколов В.М.С.30
9ИОА. Ф. 108. Ед. хр. 541. Л. 9 об.
10Там же.
11Там же. Ед. хр. 361.
12Там же. Ед. хр. 1416.
13Там же. Ед. хр. 1359. Л.18,20.
14Архив конструкторского отдела БИМ им. О.А.Варенцовой. Калька фасада палилки с надписью «1913».
15ИОА. Ф. 108. Ед. хр. 2111. Л. 26; Ед. хр. 521. Л. 36.
16Там же. Ед. хр. 244.
17Там же. Ед. хр. 549; Ед. хр. 1359. Л. 18, 20, 23.
18Там же. Ед. хр. 1130. Л. 7, 8, 9, 10, 13.
19Глебов Ю.Ф., Соколов В.М. С. 32–33.
20Шлычков Л.А. Листая времени страницы. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1983. С. 29.
21ИОА. Ф. 108. Опись №1. Справка.

26 марта 1992


Публикации исследования Л.А.Шлычкова о Большой ивановской мануфактуре:

Шлычков Л.А. Шедевр промышленной архитектуры // Красный текстильщик. 1990. № 44, 46, 47.
 

Шлычков Л.А. © 2007 – 2021