наследие



Л.А.ШЛЫЧКОВ


МЕЧТА О ГОРОДЕ-ПАМЯТНИКЕ

Тема, поднятая В.Сердюком в статье «Мечта о солнечном городе» и продолженная в заметках Р.Гринберг, не может оставить равнодушным.

Имея долгое время отношение к службе охраны культурного наследия, я решаюсь высказаться о роли памятников (архитектуры, прежде всего) в облике города.

Мы привыкли думать, что слово «памятник» приложимо непременно к чему-то древнему, по крайней мере, созданному в отдаленные времена. На этом основании мы обычный панельный дом никогда не примем за памятник. Но можем ошибиться. Памятник архитектуры должен являть собой образ времени создания и одновременно иметь индивидуальные черты, позволяющие ему в ансамбле с собратьями избегать однообразия. На этом основании отдельные типовые постройки (обычно первые по времени возведения) различных «серий», отражающие этапы развития индустриального строительства, могут претендовать на роль памятников архитектуры.

Счастливы те города, которые сохранили в любых масштабах историческую застройку. Это она, прежде всего, составляет его оригинальное лицо, создает неповторимый его облик.

Иваново-Вознесенск. Георгиевская площадь и улица. Вдали живописнейшие силуэты промышленных построек с возвышающимися водонапорными башнями и трубами (которые не что иное по форме, как античные колонны) создают неповторимый силуэт городской панорамы. Это они, фабрики, в первую голову «работают» на образ города

Иваново-Вознесенск. Общий вид фабрик Вознесенска и Дмитровки (почтовая открытка)

К подобным городам относится и наше Иваново. На его территории имеются уникальные постройки XVII века, интересные сооружения XVIII и XIX веков, великолепная коллекция памятников советской архитектуры, памятники истории. Особую ценность представляют здесь промышленные постройки разных эпох: набойные корпуса, фабрики. Почему особую ценность? Да потому, что они главенствуют в застройке города. Живописнейшие силуэты с возвышающимися водонапорными башнями и трубами (которые не что иное по форме, как античные колонны) создают неповторимый силуэт городской панорамы. Это они, фабрики, в первую голову «работают» на образ города. Мы видим его тружеником, а красный цвет кирпичной кладки фабричных стен как бы напоминает о славном революционном прошлом.

Красно-кирпичный остов Большой ивановской мануфактуры (фото Е.Шлычковой)

К сожалению, уже в 20–30-е годы XX века проявилась в Иванове тенденция к «подавлению» исторического лица города.

Наших отцов можно понять: все дышало тогда ветром социальной революции, и ее формы естественно не могли не переноситься в область культуры. И все-таки еще более ощутимые утраты неповторимых черт своих Иваново понесло в последние десятилетия, во времена всеобщего внимания к историческому наследию, во времена, когда уже довольно тщательно были разработаны принципы охраны памятников.

Величественных труб-колонн почти не сохранилось. Утрачены целые фабричные комплексы. Уничтожено много историко-революционных (они же архитектурные) памятников. Особое сожаление вызывает потеря двухэтажного здания подпольной типографии эпохи 1905 года на улице 8 Марта.

Значительно или вовсе обесценить памятник можно и не уничтожая его физически. Достаточно загородить его новыми постройками или просто-напросто возвести недалеко здание бo'льших размеров. Есть у нас улица, всеми своими камнями помнящая ярчайшее событие нашей истории – улица-памятник, и на ней бесценный дом, в котором заседал первый в России Совет. Знакомый нам по многочисленным изображениям, он некогда прежде других построек привлекал здесь наше внимание. Но вот рядом возводится современное и достаточно крупное здание музея, и по всем законам зодчества, законам непреложным, исчезает целостный ансамбль музейной улицы, а главная историческая реликвия города попадает в глубокую «тень» соседа.

Слева: музей первого Совета на ул. Советской; справа: построенный в 1980-е годы музейно-выставочный центр, нарушивший целостный ансамбль улицы-памятника (фото Е.Шлычковой)

Здесь я слышу серьезное возражение. Говорят, что старая застройка обречена хотя бы потому, что всякий предпочтет квартиру в новом доме проживанию в старом неблагоустроенном. Согласен. Если в неблагоустроенном. Но, во-первых, одни условия нужны для постоянного проживания и другие для функционирования, например, клуба, выставочного помещения, художественной мастерской. Сменив функцию, можно с успехом неопределенно долго использовать старую постройку. И все-таки, конечно (об этом упоминает Сердюк), вопрос реконструкции – один из основных в деле охраны памятников.

В Иванове имеется реставрационная мастерская. Она проводит определенную работу по поддержанию памятников. И вместе с тем налицо непрофессионализм. Наглядный пример – судьба Приказной избы (Щудровской палатки) – редкого памятника гражданского зодчества XVII века, который доведен до предельно аварийного состояния.

Щудровская палатка (фото начала 1980-х годов из книги Л.А.Шлычкова «Листая времени страницы»)

Нужен резкий качественный скачок в работе мастерской. Одновременно налицо необходимость значительного увеличения объема всех видов ее работ. В самом деле, мастерская сейчас едва способна минимально сохранять часть памятников, снабженных мемориальными досками. А необходимо реставрировать (в основном фасады) бо́льшей части исторической застройки. Мастерская обслуживает не одно Иваново, а всю область. Отсюда легко высчитать необходимые масштабы ее работы.

…Каким же я вижу свой город в будущем? Он имеет ярко выраженный облик труженика. Все, что еще может служить людям из старой застройки, в нем тщательно отреставрировано, новая архитектура в исторической части не «выпирает» из давно сложившихся масштабов и поддерживает традиционный облик. В новых районах множество зданий возведено по индивидуальным проектам, их ансамбли развивают образ города, зародившийся в исторической части. Все это, кстати, предусмотрено в проекте детальной планировки центральной части Иванова, разработанном архитекторами «Ленгипрогора». Этот проект недавно обсуждался на расширенном заседании градостроительного совета. И очень хочется верить, что все намеченное в нем станет реальностью.

Я предпочту такой город даже бесспорному городу-памятнику Суздалю, в котором история застыла на определенной эпохе. В моем городе, быть может, ближе начало, но не будет конца. В нем будет больше ветров истории, в нем скорее обретет себя человек.

Август 1986
 

Шлычков Л.А. © 2007 – 2021