клуб «Иваново-Вознесенск»



Л.А.ШЛЫЧКОВ


СТАРАЯ ЗАСТРОЙКА ИВАНОВА, КАК ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА,
СТРЕМИТЕЛЬНО УМЕНЬШАЕТСЯ, ИЛИ
ЗАЧЕМ СОЗДАВАЛСЯ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСК»


Патриотический клуб «Иваново-Вознесенск» образовался стихийно в январе 1987 года во время обсуждения проекта застройки центра Иванова. В этом факте отразилось беспокойство общественности за памятники города, его неповторимое лицо, его будущее. Отсюда основная задача клуба – просветительская. Как можно большее число ивановцев должны знать, что они живут в неповторимом городе, имеющем более чем четырехсотлетнюю историю, в нем зарождался русский капитализм, на базе бурного развития промышленности рано возникло сознательное рабочее движение, итогом которого явился первый в России Совет рабочих депутатов, в бывшем Ивавново-Вознесенске складывалась оригинальная культура, одно из проявлений которой в литературе заметил В.И.Ленин. Как можно больше ивановцев должно осознать, что история города и своеобразие его культуры зафиксировано в исторической застройке, которую потому необходимо сохранять в максимально возможных пределах.

Это не прихоть отдельных лиц, а неумолимое требование времени. Известно, что все живое на земле может погибнуть от атомной бомбы и загрязнения окружающей природной среды. Человечество, плюс к тому, выделившись из природного мира при помощи созданной им культуры, может возвратиться в той или иной степени к дикости, утратив культуру или часть ее.

Культуру принято делить на материальную и духовную. Марксистская теория культуры исходит из органического единства. При этом материальным основаниям культуры принадлежит решающая роль в ее развитии. Основную же массу материальной культуры, основной фонд, составляет застройка городов, поселков, сел и деревень. В ней, создававшейся неспеша непосредственно руками мастеров, аккумулировалась история нашего отечества, зафиксировалась поэтапно художественная эволюция. В последние десятилетия с успехом строительной индустрии на наших глазах вырастают огромные новые районы в старых городах и совершенно новые города. Старая застройка при этом как шагреневая кожа в известном произведении О.Бальзака стремительно уменьшается относительно общей массы. В этой ситуации человечеству угрожает реальная потеря преемственности культуры.

Об этом бьют в колокола специалисты, деятели культуры с обостренным чувством ответственности. В этом набате особенно отчетливо звучит голос академика Д.С.Лихачева. Прочтите его книги «Письма о добром и прекрасном» и «Земля родная» и вам откроется огромное значение сохранения исторической застройки, культурной среды, без которой невозможно сохранять прочную историческую память, иметь совесть, национальный облик.

Государство осознает проблему культурного наследия. Оно идет на создание городов-музеев, многочисленных заповедников, содержит дорогостоящую службу охраны и реставрации памятников. Но в основном проблема решается путем сохранения отдельных памятников, вырываемых из массы исторической застройки. И только в последнее время научная мысль начинает применяться к руководству практиками. Осознано, что понятие «памятник» в значительной степени утратило свои охранительные возможности, что сохраняться должна историческая среда. Исходя из этого Министерство культуры РСФСР подготовило дополнительный список исторических городов России. Ранее их было 115, теперь предлагается добавить еще 325. И одним из первых в новом списке стоит город Иваново.

Статус исторического города позволяет отказаться от охраны памятников поштучно, что неминуемо приводит к утрате целостности городского организма. В историческом городе без ведома Министерства культуры в пределах исторического ядра (бывшее село Иваново и посад Вознесенский) нельзя будет нарушать ни планировочную, ни пространственную структуру, нельзя будет снести ни единой постройки, имеющей исторические и культурные достоинства. Это не значит, что центр не будет развиваться и обновляться. Но все это будет делаться осторожно, предельно обдуманно, без нарушения привычной атмосферы районов, без лишения их всего того, что активно помнит и воспитывает.

А это как раз то отношение к исторической застройке, которое в последнее время часто игнорировалось в Иванове и к которому настойчиво призывал и призывает клуб «Иваново-Вознесенск». На заседаниях клуба, происходящих в среднем раз в месяц идет разговор об архитектурном облике Иванова, музейных проблемах, работе служб охраны памятников. Постепенно деятельность клуба выходит за рамки просветительства. Члены клуба участвуют в воскресниках, организуемых реставрационной мастерской. Они образовали две практически работающие комиссии. Одна из них – Цветаевская. Ее участники по согласованию с управлением культуры опекают дом Цветаевых и Талицах (охрана, мелкий текущий ремонт), готовят краеведческие Цветаевские чтения, принимают участие в реставрации дома и организации в нем музея. Вторая комиссия Бурылинская. Ее участники собирают материалы о Бурылине – коллекционере, ставят цель возвратить части коллекции Бурылина, ушедшие за пределы области. Члены клуба проводят лекции на темы, касающиеся исторической среды Иванова, методов ее охраны, приняли участие в работе над проектом реконструкции исторических улиц Иванова – Красной Армии и Аптечного переулка.

Тематика заседаний клуба интересует широкий круг ивановцев. На первом заседании сезона 1987–1988 годов, проходившем во Дворце культуры текстильщиков собралось около 100 человек. К сожалению, клуб был лишен этой аудитории, собирается в стесненных условиях в Художественном училище (количество слушателей ограничивается до 30–40 человек) и вынужден прекращать заседания в 21 час.



Шлычков Л.А. © 2007 – 2021