клуб «Иваново-Вознесенск»



В.Ю.КРУГЛОВ


ВЕЛИКАЯ ИСТОРИЯ НАЧИНАЕТСЯ С КРАЕВЕДЕНИЯ.
К ИСТОРИИ ЦВЕТАЕВСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Клуб "Иваново-Вознесенск" нес на себе краеведение вообще, а я пересекался с активистами клуба по теме Цветаевых. В основном еще в свои школьные годы тесно дружил с Галиной Константиновной Кочетковой. Помогал немного по дому, она много рассказывала о доме и событиях послереволюционных, о церкви, где служил сначала Владимир Васильевич Цветаев, потом его сын Петр Владимирович. Печатал ей фотографии со стеклянных негативов, которые не сохранились, а были там и фотографии школы для крестьянских детей, и даже меню для тех из них, кто оставался в школе круглосуточно. Много интересного рассказывала она, да и сам потом раскопал о помощи, оказываемой школе ивановскими фабрикантами, которые тратили приличные деньги на ее обустройство. В том числе на покупку технологий, сельхозмашин и даже семян в Европе.

Мы с Галиной Константиновной нашли надгробные плиты Цветаевых. Одну, используемую в качестве ступеньки у кого-то из соседей – она и одну – я в усадьбе неподалеку. По цветаевской теме могу только добавить, что Нина Викторовна Ревякина, профессор истфака ИвГУ, оказала огромную помощь в организации музея семьи Цветаевых в Ново-Талицах и активно участвовала в дискуссиях по концепции музея. Она своим авторитетом и позицией очень много продвинула в этой части. Помню, что на встрече в музее Первого совета возникла острая дискуссия между участниками Цветаевской комиссии и вторым секретарем обкома О.Хасбулатовой и директором Горбуновой, которые были категорически против создания музея Владимира Васильевича Цветаева, провинциального священника, подвижника и просветителя. Им помпа была нужна, масштаб. Музей священника обкому был идеологически чужд. Они хотели под давлением общественности для галочки открыть музей Марины Цветаевой, хотя она в Ново-Талицах ни разу не бывала. Мы с ними долго воевали, вплоть до приема в обкоме. Да и дом официальные лица не хотели реставрировать, проще было поставить новодел и красивый антураж. Истоки таких выдающихся людей, как Иван Владимирович, его дочь, его брат – Дмитрий Владимирович – в личности Владимира Васильевича, священника, тогда были для них, как красная тряпка для быка. Продавили компромисс: музей семьи Цветаевых. В одночасье, без предупреждения сломали исторический дом и быстренько поставили новый сруб.

С интересом узнал, что мои мысли и доводы в отношении концепции и сохранения дома в первозданном виде совпали с мнением уважаемых мной людей. Ведь дом, в котором я бывал у Галины Константиновны не один год, был в очень хорошем состоянии. Я это еще тогда отмечал, даже будучи школьником. И вообще, многие мысли, косвенно вызванные теми или иными фактами, а скорее их недостатком (приходилось подключать аналитику), нашли свое подтверждение.

В статье "Музей И.В.Цветаева и экологическая обстановка" (Ивановский университет. 1989. 13 июня), уже будучи студентом истфака Ивановского государственного университета, я писал как раз о доме Цветаевых и роли Владимира Васильевича в формировании его сыновей как личностей и об экологии духовности провинциального священника. Его образ жизни, его деятельность и взаимоотношения с односельчанами были фундаментом становления и формирования его детей как личностей. Невзирая на видимые высоты, достигнутые одними – основатель Музея изобразительных искусств имени Пушкина, один из основателей ЦГАДА (ныне РГАДА) и невидимые у других, продолжавших скромный духовный труд провинциального священника и педагога. На время обучения в университете пришлось мое участие в первых Цветаевских чтениях, не случайно была выбрана и тема дипломной работы – "Жизнь, быт и деятельность провинциального духовенства на примере семьи В.В.Цветаева".

Идеи Владимира Васильевича нашли отражение в моей нынешней работе – итоге моего пути, направленного историей семейного цветаевского дома – создании и ведении образцовой "Семейной усадьбы" (аккаунт в ВКонтакте и Телеграм), занимающейся органическим земледелием.

Прочитал когда-то непонятую мудрость про историков: "Мы когда-то думали, что мы гусары, и только сейчас понимаем, что были просто пьяницами". Когда шли поступать на истфак и учась в ИвГУ, каждый чувствовал себя будущим Шлиманом и ждал, что он откопает свою Трою. На самом деле вся Великая история начинается с краеведения. В этом-то и был Л.А.Шлычков выдающимся. И у него было то Божественное вдохновение, без которого невозможно созидание всей истории.

И мое нынешнее детище – кооператив, а их уже скоро будет два, и то, что я выращиваю – это следствие "зачем". Феномен экологии духовности и настоящего патриотизма у сельского священника, переданные его детям естественным образом Божественного вдохновения, на самом деле никакой не феномен. Это привычное течение образа жизни миллионов русских людей. Когда нам говорят: "Вот у нас в Конституции запрещена идеология. Была бы сформулирована идеология, мы бы всем показали кузькину мать" – у меня всегда вызывало умиление, мягко говоря. Причем здесь Конституция? Причем здесь идеология, которую надо разработать? Она всегда была, есть и будет. Идеология созидания и творчества русского человека, которые невозможны без Божественного вдохновения.

Отец Владимир Васильевич жил своим хозяйством, косил сено, держал корову, лошадь, овец, кур, сам трудился. По воспоминаниям Галины Константиновны, а это она почерпнула из рассказов односельчан и тех, кто лично знал Владимира Васильевича, и дети его активно в этом участвовали. Семья обеспечивала себя сама. Причем виды работ они выполняли совместно с соседями, то есть естественным образом кооперируясь. Работников у них не было. Излишками просто делились друг с другом.

Сейчас кругом заброшенные и заросшие земли, разрушенные деревни... Вернуть в сельхозоборот все это нерентабельно, но так мыслят только люди определенной матрицы мышления, которые оперируют глобальными категориями – агрохолдингами, тысячами гектаров и голов. Оказывается, это может сделать семья как хозяйственная единица и обеспечить себе достаток (от слова "достаточно") на ограниченном участке земли. Запросов на переезд в деревню – море, но люди разучились трудиться. Они привыкли ходить на работу. И когда приезжают посмотреть – что и как, их представление Бальзаминова: "Лютики цветочки, у меня в садочке" – разбивается о понимание, что тут на тебе 100% ответственность ЗА ВСЕ.

Несмотря на жалование (оно, кстати, было копеечным) отец Василий занимался обеспечением семьи и вел хозяйство. И дети с рождения жили в атмосфере 100% ответственности за себя, за близких, за конечный результат. Вот и весь феномен. Я когда понял, что мы были не гусарами, а просто пьяницами, пришло то вдохновение и понимание своего места в жизни. Когда будет готова гостевая зона, в "Семейной усадьбе" будут проходить практические семинары по технологии выращивания, хранения и переработки выращенной продукции. И даже если доли процента примут это – уже будет успех. А он уже есть. И амарант, и спаржа, и тыква уже нашли своих ударенных свыше Божественным вдохновением творцов.

12 января 2024 года


Петр Владимирович Цветаев (1842–1902)– священник села Першино Шуйского уезда и села Талицы, учитель в земской и церковно-приходской школах



Иван Владимирович Цветаев (1847–1913) – русский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед. Член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1904 года –по разряду классической филологии и археологии), профессор Московского университета (с 1877 года), тайный советник. Создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Отец Марины и Анастасии Цветаевых



Федор Владимирович Цветаев (1849–1901) – русский педагог-филолог



Дмитрий Владимирович Цветаев (1852–1920) – российский педагог-историк, управляющий архивом Министерства юстиции и участник создания Центрального государственного архива древних актов в Москве (ныне – РГАДА), автор первой монографии о царе Василии Шуйском; тайный советник



Дмитрий Владимирович и Иван Владимирович Цветаевы, 1909–1912 годы



Дом Цветаевых в селе Ново-Талицы Ивановской области до разрушения, 1989 год (фото В.А.Ханакова)



В.А.Круглов, тогда студент исторического факультета ИвГУ, выступает на первых Цветаевских чтениях 22 мая1988 года в Ново-Талицах с сообщением о новых изысканиях в Ивановском и Владимирском архивах (фото В.А.Ханакова)




Шлычков Л.А. © 2007 – 2024