клуб «Иваново-Вознесенск»



Е.Л.ШЛЫЧКОВА


УНИКАЛЬНАЯ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
«ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКЪ. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОБРАЗУ» (1994–1995)


Среди памятных открыток особо бережно храню приглашение, подписанное моим отцом, ивановским историком, краеведом, литературоведом, журналистом Леонидом Алексеевичем Шлычковым. Это приглашение на историко-художественную выставку "Иваново-Вознесенскъ. Возвращение к образу", над которой Леонид Алексеевич работал вместе с большим коллективом единомышленников: краеведов, историков, архитекторов, художников, проектировщиков, коллекционеров. Впервые в Иванове в экспозиционном пространстве ивановского Дома художника в конце 1994 начале 1995 года на основе многолетних историко-архивных изысканий, с привлечением произведений живописи, графики, фотографии, архитектурных проектов был воссоздан облик утраченного в советский период Иваново-Вознесенска. Выставка, призванная показать, что деловое активное население создало уникальный город, помогала понять его своеобразие, его неповторимый образ и стала знаковым культурным событием, имевшим огромный успех у ивановцев.

В чем же состояла уникальность Иваново-Вознесенска? Вот как объяснял этот феномен Леонид Алексеевич Шлычков, обращаясь к истории края: «Ивановская область появилась на административной карте России в 1918 году (первоначально в качестве губернии), и образована она была на окраинах древних Владимирской, Костромской и Ярославской земель. Здесь, в районе современного Иванова, встречались хозяйственные и культурные влияния этих древних территориальных образований.

Где-то в начале 18 века в активно развивавшееся крупное промысловое село Иваново было привнесено набойное дело. Оно нашло здесь благоприятную почву для развития и при поддержке вотчинников (графов Шереметевых) стало стремительно развиваться. К концу 18 века в селе уже было более ста набойных заведений и мануфактур. А в начале 19 века оно по уровню производства сравнялось с крупнейшими русскими городами и стало главным центром крестьянской набойки, которую потребляли широкие слои населения. Набойное дело требовало сырья: сначала это были холсты и полотна, а с конца 18 века – хлопчатобумажные ткани. Сырье поставлял в Иваново обширный окрестный район, который и определил позднее границы Ивановской области.

В горячем промышленном котле совершенствовалось производство, и на его фоне зарождались и развивались самобытные элементы культуры. Некоторые их проявления широко известны – это, например, "ивановские ситцы". Менее известен местный рабочий фольклор и литература ивановцев 1860-х годов, внесших вклад в разработку рабочей темы в русской литературе. Яркой культурной эпохой в Иванове были 1920-е годы, когда в городе работала группа одаренных писателей, активно развивалось издательское дело, краеведение, театральная жизнь.

Местные проявления культуры и жизненный стиль выражены наглядно и доступно для всех в архитектуре города и его планировке.

Старинные русские города – центры губерний и уездов со второй половины 18 века застраивались по планам, разработанным в стиле классицизма. К тому же они застраивались с широким использованием "образцовых" проектов, строго выдержанных в том же стиле. Все это вносит черты похожести в облик даже самых старых русских городов. Это не касается Иваново-Вознесенска – сначала крепостного села, а позднее безуездного города, развивавшегося вне правительственной регламентации, в основном стихийно. Улицы его центральной части зачастую проложены прихотливо, повинуясь рельефу и хозяйственным нуждам. Город включает в себя множество промышленных селений: село, посад, слободы Троицкую, Дмитровскую, Ильинскую, местечко Рылиха и другие. Все они имеют свои композиционные центры. И все эти образования успели слиться в единый организм еще в предреволюционную эпоху – эпоху доиндустриального строительства. И это единственный в России пример подобного рода.

В системе этого сложного плана ожерельем вдоль реки Уводи выстроились крупные фабричные корпуса, выделяющиеся в панораме цветом, сложными объемами, возвышающимися над ними сюрреалистическими формами водонапорных башен и колоннами труб. Фабричные корпуса в Иваново-Вознесенске соперничали с еще более сложными формами храмовых построек, сочетались с замысловатой архитектурой фабрикантских особняков и опоясывающей разнообразной рядовой застройкой. Это сочетание создавало неповторимый образ, самые яркие и завершающие черты получивший в эпоху промышленной революции». Это цитата из опубликованной в "Рабочем крае" 25 февраля 1995 года статьи Л.А.Шлычкова о выставке.

Образ фабричных труб-античных колонн несколько раз встречается в статьях Леонида Алексеевича, и это очень поэтичный и одновременно достоверный образ, если обратиться к старым фотографиям города. Фабричный город-труженик, казалось, будет вечным и неповторимым, как вечный город Рим с его форумом и величественными колоннадами. Иногда трубы в Иваново-Вознесенске сооружались даже не с функциональной, а с художественной целью, так было, например, на фабрике Маракушевых.

На выставке экспонировалось большое количество фотографий с видами Иваново-Вознесенска и сохранившейся исторической среды города Иванова, старые планы Иванова. Сейчас, в эпоху всеобщей цифровизации, эти изображения доступны на многих Интернет-площадках и растиражированы в краеведческих изданиях, а в то время многие фотографии и документы только обнаруживались в архивах и, конечно, вызывали огромный интерес у зрителей.

Художественное представление о былой красоте Иваново-Вознесенска создавалось на выставке живописными работами Владимира Александровича Кротова, кропотливо восстанавливавшего по старым фотографиям правдивый образ, более близкий и понятный в цветном исполнении.

Этот образ оживал и дополнялся благодаря "портретам" горожан Иваново-Вознесенска 1819 веков на выставке были представлены сведения о предпринимателях, купцах, архитекторах и других известных людях того времени старинным вещам, книгам, открыткам, рекламе, археологическим находкам. К созданию выставки были привлечены представители ивановских потомственных семей, хранящие в своих архивах ценные документы истории.

Посетители выставки могли услышать увлекательные экскурсии из уст краеведов и историков, работавших над выставкой. Что бы сейчас ни отдал за живое повествование увлеченного краеведением специалиста, таких праздников у нас становится все меньше.

Краткие сведения о выставке, ее создателях и организаторах содержатся в выпущенном к открытию выставки буклете. Из него мы узнаем о том, что на выставке экспонировался проект нового генерального плана реконструкции исторического центра Иванова, разработанный "Ивановогражданпроектом", который предусматривал сохранение, реставрацию и реконструкцию исторической застройки. Центральным звеном проекта являлось восстановление разрушенного в начале 1930-х годов храмового ансамбля на площади Революции.

Макет главной городской площади начала 20 века, созданный группой специалистов: Л.С.Шнурковым, И.В.Безбородовой, А.Р.Свирибовым, Е.Б.Швец, был настоящим украшением выставки. Сохранилось, к сожалению, только несколько фотографий и восторженные воспоминания очевидцев, а он мог бы стать композиционным центром любой краеведческой музейной экспозиции.

Вот что рассказал мне о выставке Александр Михайлович Тихомиров, доцент кафедры ботаники и зоологии ИвГУ, кандидат биологических наук, краевед, председатель клуба "Иваново-Вознесенск" (1987–1989): "В рамках клуба возникла идея показать каким был город, возвращение к образу города имелось в виду. Сейчас можно найти массу фотографий, издано много альбомов, а тогда этого ничего не было. Например, многие люди даже не представляли сколько было у нас церквей в городе. Тогда это как сенсация была – оказывается, у нас был и храм, похожий на храм Христа Спасителя, и храм, похожий на Владимирский собор в Киеве. В те времена открытие люди делали. И вот возникла идея показать, как это все было. На выставке были представлены и фотоматериалы, и картины-реконструкции облика города В.А.Кротова, и был интересный макет. Была идея сделать макет центра. Центр у нас совершенно нарушен, нарушен храмовый комплекс на площади Революции. И вот, хотели создать макет, причем в достаточно большом масштабе.

Это было очень оригинально по тем временам, очень точное воспроизведение этого всего. Макет был главным экспонатом, вокруг него толпился народ, осматривали, как все это выглядело. И там был еще макет – современный город, наложенный вот на эту старую схему. Идеей Шахматова было тогда воссоздать храмовый комплекс на площади Революции. Была реальная идея. И, кстати говоря, проект воссоздания одного из храмов с колокольней был вполне реальный. Позднее в 1990-годы были и заказчики, и деньги были, просто не было желания городского руководства. Оно, собственно говоря, и оказалось против, и ничего и не сделали из-за этого. А так, город был бы немного другим.

Выставка вызвала огромный интерес, народа приходило очень много. Это был зал союза художников, большой зал. Тогдашнее руководство музея и союза художников говорили, что к ним на выставки столько народа не ходило. Приходили самые разные люди, многие, особенно пожилые жители, рассматривали старые фотографии, удивлялись и вспоминали свою молодость. Удалось там, кстати, завязать контакты с наследниками многих знаменитых ивановских фамилий, оказывается многие еще были живы. Удалось с ними пообщаться позднее, и много чего интересного узнать о городе, то, что скрывали. Это было сложное время, тогда наследники купеческих фамилий не слишком рекламировали себя, как-то побаивались еще. А тут они раскрылись и удалось пообщаться. Сейчас это свободно, есть и сайты целые, созданные наследниками наших предпринимателей, а тогда это была диковинка.

Выставка, я считаю, была очень хорошая. Главный экспонат, этот макет, его потом доделали. Сначала там был только храмовый комплекс, потом доделали весь центр, все дома были в масштабе выполнены в картонном варианте, как делают макеты архитекторы, а куда он исчез никто не знает. Это загадка. Пытались потом найти его – исчез бесследно. Владимир Александрович Кротов видел это все и совершенно не помнит, хотя я прекрасно помню, как макет выглядел. Там оставалось доделать немного, были даже выделены средства. Это не просто делалось на энтузиазме, занимался этим "Ивановогражданпроект". Предлагали макет передать в наш музей, но почему-то тогда руководство интереса не проявило – это вроде не исторический экспонат, это новодел, новый макет, зачем он нам нужен. В общем как-то не нашли взаимопонимания, хотя для музея это был бы ценнейший экспонат – макет всего центра, причем грамотно сделанный. Можно было покрасить здания. Выглядело очень здорово, а потом все исчезло.

Самое обидное, когда много чего исчезает и не только макет, исчезло много всего. Обидно, когда люди делают что-то, накапливают какой-то материал по истории города, а потом человек умирает и все исчезает. И пытаемся найти – никаких следов.

Леонид Алексеевич там был главный активный человек, Владимир Александрович Кротов, архитекторы участвовали. У меня есть проспект этой выставки, там указано, кто участники. Удалось найти спонсора, тоже наследника иваново-вознесенских купцов, предпринимателя, который согласился профинансировать. Ведь нужно было готовить материалы, какие-то расходные материалы нужны были и аренда зала, он все эти расходы взял на себя, поэтому выставка и получилась. На одном голом энтузиазме выставку не сделать. По тем временам это было очень интересно, да и сейчас она была бы интересна, были идеи ее повторить, но кто сейчас повторит. Во-первых, уже много и нет, многое уже не соберешь, поэтому делать новую выставку и трудоемко, и сложно, и затратно, а тогда на энтузиазме сумели".

Владимир Александрович Кротов, художник, краевед, член Ивановского областного отделения Союза художников России, активист клуба "Иваново-Вознесенск" (1987–1989), вспоминал о работе над выставкой следующее: «Был сделан макет, который, к сожалению, погиб. Уникальная работа была проделана. Мы всё это делали в "Гражданпроекте". Очень дружная была работа, бригада, которая делала всё это.

Я сделал огромное количество разверток по всей площади для всех зданий. Макет делается на основе разверток. Управа, все здания…, Федоровская, Аптечный, Поповская улица, нижний базар, Георгиевская площадь. Были нужны развертки всех зданий. Работа была колоссальная.

Макет был в двухсотом масштабе, это приличные по размеру здания, сохранились фотографии макета. Он же был огромный, примерно два на два метра. Такую работу проделали колоссальную. Жалко. Обидно. Да, но площадь-то маленькая, если задуматься для города. Потом она же построена на оврагах – овраг Кокуй, от Палехской – низина. Леонид Алексеевич выдвинул эту версию начала села – скорее всего так оно и было, других просто нигде не прослеживается, что начало села – это Шереметевская, Палехская, Московская. Вот как заехали с тракта Шуя – Талицы – Ростов – эта древняя дорога, то ехали по первой улице Московской, по этой улице доехали и – овраг там, где сейчас новый стеклянный пассаж – вот это самая низина была, она сейчас поднята метра на три, три с половиной от первоначального русла Кокуя. Тек ручей, а перед ним гора от нулевой точки шесть с половиной метров, где стояла Воздвиженская церковь».

В архиве Л.А.Шлычкова сохранились гранки брошюры без названия, по всей видимости содержащей поясняющие выставку тексты, один из них принадлежит А.М.Тихомирову, а другой В.М.Шахматову, архитектору, руководителю творческой мастерской с 1993 г., 1984–1989 – главному архитектору г.Иванова, 1989–1993 – главному архитектору проектов в "Ивановогражданпроекте". Приводим эти тексты целиком, и если далекая архитектурная история центральной площади города Иванова, рассказанная Александром Михайловичем, нам теперь хорошо знакома, то забытые градостроительные планы того времени, описанные Виктором Михайловичем, впечатляют.

* * *

История формирования комплекса храмовых построек, существовавших в самом центре села Иванова, а позже города Иваново-Вознесенска, насчитывает без малого пять столетий.

До нас не дошли источники с упоминанием о церковных постройках на самом раннем этапе развития села Иванова. Существует предание середины 19 века о том, что первоначально в районе нынешней площади Революции (возможно уже в конце 15 или начале 16 века) была часовня, а вскоре появилась церковь Иоанна Предтечи.

В источниках середины 17 века упоминаются уже две церкви: Параскевы Пятницы и церковь во имя Воздвижения Креста Господня. Обе они сгорели в пожаре 1699 года.

В самом начале 18 века на их месте были построены новые церкви: каменная одноглавая Рождества Христова с приделом Параскевы Пятницы и деревянная Крестовоздвиженская с каменной шатровой колокольней. В пожаре 1775 года Крестовоздвиженская церковь сгорела дотла. Пострадала и колокольня. На церкви же Рождественской сгорела верхняя часть вместе с главами.

В 1781 году на месте сгоревшей деревянной Крестовоздвиженской церкви была заложена каменная одноглавая Крестовоздвиенская церковь, получившая позже пятиглавое завершение. В 1857 году все 5 глав были позолочены на средства фабриканта Бабурина.

Церковь Рождества Христова, отремонтированная после пожара 1775 года, в перовй четверти 19 века была реконструирована по проекту владимирского губернского архитектора Е.Я.Петрова, в результате чего она также получила пятиглавое завершение и была перекрыта железом. В 1862 году эта церковь сломали и через 12 лет построили на ее месте новую значительно больших размеров.

В 1858 году перед трапезной Крестовоздвиженской церкви на месте юго-западных ворот Воздвиженских торговых рядов была сооружена огромная четырехъярусная шестидесятиметровая колокольня – важнейшая архитектурная доминанта города. С северо-восточной стороны перед алтаем Крестовоздвиженской церкви располагались другие каменные ворота с двумя калиткам по сторонам. Первоначально над этими воротами были установлены две иконы: с наружной стороны – Федоровской Божьей Матери, а с внутренней – икона Спаса. В 1820-е годы по проекту архитектора Петрова на месте ворот была выстроена Федоровская часовня. В 1877 году она была перестроена, а в 1913 году фасады ее были декорированы в традициях архитектуры модерна. Чуть ниже на Федоровской улице в 1903 году по заказу фабриканта Щапова была выстроена Троицкая часовня.

Весь этот комплекс зданий, оригинально размещенных с учетом сложной планировочной сети улиц и рельефа местности центральной части города, представлял неповторимое архитектуно-пространственное образование и имел большую историко-культурную ценность. Но к 1932 году все здания были снесены.

А.М.Тихомиров

* * *

Варварское уничтожение храмов связано с реализацией после 1917 года генерального плана города, который предусматривал строительство практически нового города на месте старого, который подлежал тотальному сносу, создание третьей "пролетарской столицы" (после Москвы и Петрограда). Гигантские по масштабу и капиталовложениям преобразования в силу недостаточности средств у города растянулись на десятилетия. За долее чем 60 лет не создано ни одного законченного архитектурного ансамбля, не сформирована ни одна площадь. Состояние бесконечного строительства, отсутствие своего архитектурного лица у центра города, крайнее обветшание некогда красивых архитектурных фрагментов сохранившейся исторической среды – все это вызвало критику и недовольство горожан и подводило к мысли о смене генерального направления и реконструкции центра.

Усилиями краеведов, историков, архитекторов с 1986 по 1990 годы выявлены и поставлены на государственную охрану практически все сохранившиеся в историческом центре памятники архитектуры и градостроительства. В Свод памятников включены как отдельные здания, так и фрагменты исторической среды, отдельные улицы, такие как улица Московская (четная сторона). Станко, Красной Армии, 10 Августа, проспект Ленина (№№2–40). В 1989–1990 годах институтом "Ивановогражданпроеткт" (руководитель авторского коллектива архитектор В.М.Шахматов) разработан новый проект реконструкции исторического центра, основными принципами которого являются:

- сохранение и завершение формирования исторически сложившейся квартальной, периметральной структуры застройки;
- не допускается пробивка новых и расширение существующих улиц, если это приводит к сносу исторической застройки или нарушению ее масштаба;
- выявление ландшафта в пойме ручья Кокуй, организация пешеходного ландшафта на основе сценария "исторического бульвара";
- завершение формирования площади Революции как композиционного центра исторического градостроительного образования;
- достижение единства архитектурной среды, сформированной объектами противоположных эстетических направлений, смягчение архитектурных контрастов-антагонизмов;
- возврат к русской архитектурно-градостроительной традиции при реконструкции ядра исторического центра: фиксация угловых и поворотных элементов, применение башенок, шпилей и других местных повышений, завершение проспектов улиц и постановка на осях акцентных зданий или элементов зданий, декорирование фасадов рустом, сандриком, наличниками и т.д.

Анализ градостроительной ситуации показал, что на площадь Революции выходят 5 улиц (пр. Ленина, пр. Ф.Энгельса, ул. 10 Августа, Красноармейская и Красногвардейская) улицы Палехская и Станко вливались в нее исторически, а сейчас связаны опосредовано, проектом на площадь выводятся еще 2 пешеходных бульвара по Кокую, ось улицы Ноздрина также проходит через площадь Революции.

Таким образом всего прямо или опосредовано на площадь Революции направлено 10 улиц со всех четырех сторон света. До 1930 года практически все эти направления имели завершение своих перспектив на архитектурных доминантах площади – двух соборах и двух колокольнях, имевших 12 глав и главок разной высоты и величины. Это обстоятельство совершенно определенно создавало традиционный образ русского города, все дороги в котором ведут к детинцу, кремлю.

В настоящее время вся градостроительная ситуация по-прежнему подводит к центру, ядру, смысловому, композиционному, архитектурному, но отсутствие доминант создает впечатление незавершенности, обезглавленности всей идеи. Новый доминантный объем – здание горсовета – этой задачи не решает. Этому не способствуют его пропорции, архитектурный образ и постановка.

Каждая из "входящих" улиц пересекает площадь Революции своей осью в разных направлениях, каждое из которых завершал какой-либо из 2-х соборов и 2-х колоколен.

Постановка одного массивного объема не завершает осей всех улиц. Для логического завершения исторической градостроительной структуры, возвращения образу центра города национального архитектурного характера, предполагается на "излучине" искусственной поймы ручья Кокуй восстановить храмовый ансамбль в полном объеме и на прежних местах ("сдвижки" потребует только Крестовоздвиженская церковь, т.к. ее место занято высотным зданием).

Практические вопросы (источники финансирования, судьба памятника "Борцам революции" и др.) должны решаться после одобрения горожанами (может быть в результате референдума) самой идеи восстановления храмов.

В.М.Шахматов

Ситуация с восстановлением храмового ансамбля на центральной площади Иванова была сложной, тогда как вдохновленные "ветром перемен" и пробуждающейся свободой волеизъявления горожане поверили в возможность вернуть городу утраченную красоту, власти не торопились им навстречу.

Василий Михайлович Когаловский, в те времена журналист, автор и ведущий радиопрограммы "По пятницами на Пятницкой" на Радио-Иваново (1980–1990-е), активист клуба "Иваново-Вознесенск" (1987–1989), вспоминал: «Когда в 1995-м краеведы собрали уникальную выставку, посвященную старому Иваново-Вознесенску, посетителями были сотни горожан. Власть игнорировала событие. Она "не заметила" его, не заинтересовалась выставленным. Не знать, не реагировать, не думать – это всегда кажется самым простым решением».

Лейтмотив исторический выставки "Иваново-Вознесенскъ. Возвращение к образу" остается актуальным до сих пор, и чем больше над городом тут и там поднимается безликих высоток и стеклянных коробок-торговых центров душа коренного ивановца все острее чувствует необходимость возвращения к образу старого города, который существует в воображении, благодаря просмотру старых фотографий, планов и фантазии, дорисовывающей утраченные деревянные улочки и аутентичную архитектуру.

В 2022 году было начато создание цифровой карты "Иваново-Вознесенск. Возвращение к образу", которая призвана напомнить о былом архитектурном своеобразии Иванова, районных центров, сел и деревень.

Иногда, приезжая в Иваново, и попадая в центр, на площадь Революции, мысленно пытаюсь представить возвышающиеся на городской площади храмы и колокольни, шум провинциального промышленного города, почувствовать его энергию. И думается о том, что этот старый город мог бы существовать не в воображении, а наяву, и понимаю, что это желание возродить утраченное передалось мне от отца, который так искренне об этом мечтал и много работал, изучая историю, архитектуру, литературу, пытаясь сохранить культурное наследие ивановского края для потомков.

Историко-архитектурная выставка "Иваново-Вознесенскъ. Возвращение к образу" стала венцом и кульминацией краеведческого движения в Ивановской области 19801990-х годов, созревшего в недрах историко-патриотического клуба "Иваново-Вознесенск", который объединил людей самых разных профессий, воодушевленных высокой идеей сохранения исторической памяти и объектов культурного наследия. Серьезная исследовательская, просветительская работа активистов клуба, труды по выявлению и сохранению памятников истории и архитектуры, возложенные самой судьбой на плечи ивановских краеведов, оставили свой яркий неизгладимый след, к сожалению, не все из энтузиастов дожили до момента должного признания.

2 февраля 2024 года


Создатели историко-художественной выставки "Иваново-Вознесенскъ. Возвращение к образу" (1994–1995) и гости презентации (фото из архива Л.А.Шлычкова)


Обложка буклета историко-художественной выставки "Иваново-Вознесенскъ. Возвращение к образу" (1994–1995) (из архива Л.А.Шлычкова)


Л.А.Шлычков проводит экскурсию для посетительницы историко-художественной выставки "Иваново-Вознесенскъ. Возвращение к образу" (1994–1995).
На первом плане – макет-реконструкция старой площади Иванова (фото из архива Л.А.Шлычкова)


Проект восстановления храмового ансамбля на центральной площади Иванова, который был представлен на выставке (изображение из архива Л.А.Шлычкова)


Старая фотография центра Иванова


Здание ивановского Дома художника, в котором в конце 1994 – начале 1995 года проходила историко-художественная выставка "Иваново-Вознесенскъ. Возвращение к образу" (фото Е.Шлычковой)



Шлычков Л.А. © 2007 – 2024