наследие



Л.А.ШЛЫЧКОВ


КАКИМ БЫТЬ ПЛЁСУ?

Этот город имеет славную историю. Основанный в 1410 году, он долгое время был надежной крепостью на границе Московского княжества. В 1612 году через Плес проходило ополчение во главе с Мининым и Пожарским. С расширением границ русского государства он становится портом близлежащего текстильного района.

С Плесом связаны имена таких деятелей культуры, как И.И.Левитан, Ф.И.Шаляпин, В.В.Верещагин, И.Е.Репин, Б.К.Савицкий, Я.Д.Ромас, М.В.Куприянов, Н.А.Соколов, Б.И.Пророков.

Крепостные валы в Плесе. Вид на Церковь Воскресения Христова (фото: Shlychkov.ru)

В Плесе сохранились внушительные крепостные валы, ряд зданий провинциальной классики и пять церквей, одна из которых (б. Успенский собор) построена в 1699 году. Сохранились в городе два дома, в которых жил и работал Левитан. Цела и знаменитая березовая роща. Живописен вид утопающего в зелени города, расположенного необычно для средней полосы России по крутым холмам, перерезанным многочисленными оврагами.

Плес – это единый природно-архитектурный памятник. Тысяч триста туристов бывает здесь в год, и эта цифра стремительно растет.

Плес включен в «Золотое кольцо» – первый комплексный туристический маршрут по средней России. Здесь намечено провести реставрацию зданий, связанных с именем Левитана, организацию в них музейных экспозиций, привести в должный вид памятники архитектуры. Но сохраняя и восстанавливая в прежнем виде лишь отдельные памятники истории и культуры, мы должны думать об облике города в целом, рассматривая его как единый природно-архитектурный памятник.

Плес. Успенский собор (фото: Shlychkov.ru)

По недавно принятому генплану застройки Плеса город мыслится административным и культурным центром зоны отдыха. В самом городе предполагается постепенный снос обветшалых деревянных построек, озеленение освобожденных склонов холмов, строительство в верхней части группы высотных зданий.

В результате осуществления этого замысла город лишится террасности, исчезнут живописные уголки и улочки, карабкающиеся по горам, пейзаж резко осовременится. Я не противник разумных встроек, они необходимы. Новое уживается со старым, влияя на него и обогащаясь им. Но даже незначительные изменения в таком небольшом городке, будущее которого явно экскурсионно-оздоровительное, следует совершать с большим тактом.

Плес. Базарная площадь (фото Е.Шлычковой)

По генплану намечается вывести транспорт с набережной на улицу Ленина, при этом снести одну ее сторону. По-моему, город был, есть и должен остаться городком пешеходов. В Плесе необходимо оставить мощеные улочки, кроме набережной и главного подъема, по которому пустить легкий транспорт типа транспорта на ВДНХ. Грузовые же и вообще громоздкие машины, туристские автобусы следует в будущем допускать лишь в нагорную часть Плеса.

Генплан предлагает соединить гору Свободы с Заречьем транспортным мостом, который из-за крутых склонов придется очень высоко поднять и растянуть, что сильно осовременит пейзаж тихого уголка, где Левитан писал этюды к картине «Осень. Мельница». В строительстве этого моста, по-моему, нет необходимости. Связь с нижней частью для пешеходного городка и без того отличная. При случае любой транспорт сможет пройти по набережной и восстановленному в будущем мосту через речку Шохонку. Повседневная же транспортная связь с Заречьем и развивающимися близ него здравницами с успехом может осуществляться через шоссе, идущее к каналу Волга – Уводь.

Плес. Ранняя весна (фото Е.Шлычковой)

В Плесе необходимо восстановить деревянные лестницы, старинный водопровод, булыжные дорожки. Нельзя уничтожать торговые ряды, с утратой которых Плес лишится традиционной для бывшего провинциального городка площади.

Мне уже слышится вопрос: каким образом эти пожелания согласовать с необходимостью улучшения быта горожан. В идеале я вижу и газ, и водопровод, и канализацию в прежних внешне, но переоформленных внутренне домах. Это сложно осуществить. Тем большая честь проектировщикам и будущим строителям.

Плес. Вид на Заречье и гору Левитана (фото Е.Шлычковой)

Плес не мыслится вне одно-двухэтажной застройки. Строить в городе следует, на мой взгляд, небольшие современные коттеджи, сохранив не только этажность, но и привычные места построек. Чтобы город не только стал современной здравницей, но и сохранил свое исторически сложившееся лицо.

Осуществлению генплана пока еще мешает отсутствие источников финансирования. Однако уже отпущены средства на строительство новой школы. Ее намечено построить в центре бывшей Троицкой слободы, со стороны въезда в город. Это большое здание испортит панораму города с юга и будет противоречить облику старого района. Удобнее спроектировать ее на несколько сот метров ближе к турбазе или санаторию, который, кстати сказать, собираются упразднить. В дальнейшем крупные постройки следует размещать за чертой традиционного Плеса.

Улочки города (фото Е.Шлычковой)

Мне кажется, необходимо немедленно передать генплан застройки города на консультацию в архитектурную секцию Центрального совета общества охраны памятников, чтобы внести коррективы с учетом роли Плеса как архитектурно-природного памятника в маршруте «Золотого кольца».

Ноябрь 1969

Шлычков Л.А. Каким быть Плесу? // Ленинец. 1969. 22 ноября.




Снова о Плесе // Ленинец. 1969. 26 ноября.

 

* * *

Сегодня многочисленных туристов восхищает величественная красота древнего русского города Плеса и атмосфера умиротворения, царящяя в нем. Тысячи фотографий, тиражирующих одни и те же виды Плеса, появляются в соцсетях, однако не всякий знает, какие перипетии почти мифологического масштаба чуть было не пережила «жемчужина Волги» в конце 1960-х – начале 1970-х годов прошлого века и кто участвовал в операции по спасению «русской Швейцарии» от вездесущих рук строителей светлого будущего.

Для ивановского краеведа Леонида Алексеевича Шлычкова всегда была очевидной поднятая сегодня на щит идея о важности сохранения малых исторических городов и поселений, их единого исторически сложившегося силуэта. Именно Шлычков еще в 1969 году указал на необходимость рассматривать Плес как природно-архитектурный памятник, который играет важную роль в маршруте «Золотое кольцо», призывал думать об облике города в целом и отметил грубые ошибки разработанного институтом «Ленгипрогор» генерального плана застройки города, искажающего представление об уникальном уголке нашей земли, предусматривающего снос обветшалых деревянных построек и торговых рядов, строительство в верхней части города высотных зданий, соединение горы Свободы и Заречья транспортным мостом.

Стремление к сохранению уникальной истории и архитектуры ивановского края, глубокие знания, профессионализм, любовь к прошлому, к малой родине, патриотизм двигали Леонидом Алексеевичем не только в желании сохранить первозданный Плес, но и на протяжении всей жизни, когда краевед, сталкиваясь с несправедливыми, иногда вопиющими решениями о сносе, уничтожении, повреждении памятников архитектуры и истории, бил во все колокола, вступал в дискуссии с сильными мира сего, публиковал разгромные статьи и даже защищал архитектурные памятники собственной грудью.

 


Шлычков Л.А. © 2007 – 2024