наследие



Л.А.ШЛЫЧКОВ


О НАЧАЛЕ ИВАНОВА

О начале нашего города первым заговорил историк В.А.Борисов. В своей книге «Описание города Шуи и его окрестностей» он сообщил о том, что в 1561 году село Иваново «как богатое имение» было пожаловано из состава «государственных сел» в поместное владение князьям Темрюковичам-Черкасским. Борисов же первым отметил особенности ивановского говора «с заводами», характерного, как он полагал, для жителей северных районов России. Он также обратил внимание на совпадение предания «Об обменке проклятом», бытовавшем и в Иванове, и в северных районах.

На этом основании Борисов предположил, что ивановцы некогда переселились в здешние места из Вологодчины и Архангельского края.

Борисов зафиксировал легенду о том, что село получило свое имя от древней часовни во имя святого Предтечи Иоанна, которая стояла на месте, где позднее, якобы появился монастырь св. Варвары. (На площади в начале современной улицы Красной Армии, отчего в старину она называлась Варварской). Правда, там же он изложил и другое предание, по которому название пошло от церкви (или часовни) Иоанна Богослова, о существовании которой можно предполагать по имевшемуся при древнейшей Крестовоздвиженской церкви села одноименному приделу).

К сожалению, Борисов не указал источник, откуда он извлек эти сведения о первом упоминании села. И хотя пожалование его Черкасским согласуется с фактом принадлежности Иванова этим князьям в несколько более позднее время, а также со сведениями об основании в селе на средства Черкасских монастыря в конце XVI века, однако отсутствие документа лишает нас одной из прочных опор в попытке реконструкции ранней истории населенного пункта.

Приходится также отказаться от использования предания «Об обменке проклятом» как доказательства того, что наши предки пришли с севера. В Вологду и Архангельск оно могло попасть из наших мест в процессе вторичной колонизации тех районов «с низа», происходившей в период противоборства Москвы и Новгорода (XV в.)

С большой осторожностью нужно относиться к версии о часовне Иоанна Предтечи, изложенной Борисовым. Историк утверждал, что часовню сменила церковь Великомученицы Варвары и около этой церкви были построены кельи для монахинь. Но существование церкви или часовни с этими именами документально пока не подтверждено.

Итак, критически воспринимая материалы В.А.Борисова, можно заключить следующее:

- Возможно, что Иваново упоминается в документах в 1561 году, и уже тогда оно было довольно крупным селением.

- Оригинальный говор ивановцев, сохранявшийся еще в середине XIX века (книга Борисова вышла в 1851 г.), позволяет предполагать не местное их происхождение.

- Можно также предполагать, что населенный пункт назван в честь Иоанна Богослова. Есть также некоторая возможность (опирающееся на старинное название улицы Красной армии – Варварская), что святым этим был Иоанн Предтеча.

Вслед за Борисовым об ивановской старине писали Я.Г.Гарелин, используя в своей книге местные предания, воспоминания старожилов и свои личные наблюдения. Он также говорит об оригинальном говоре ивановцев, но в отличие от Борисова приводит много примеров. Вот некоторые из них:

Ондрей, Олексан, Олена (вместо Елена), омман, аввариться, жисть, скромной (парень), бодер, мово, твово, Мому, твому, ведат.

– Што у тея сам-то поделыват? Работат ли где?

– Работат, матка, набовает у Никонушке уж вот сема неделя пошла, слава те Господи!

Гарелин утверждает, что в XVIII веке вокруг Иванова были могучие леса, в которых стояли сосны более чем в обхват. В этих лесах водилось множество зверя, включая медведей. В реках в те времена рыбу ловили решетами. При этом вокруг было много болот, отчего некоторые дороги просыхали лишь в засушливые лета, и народ часто болел лихорадкой.

Важные сведения даны Гарелиным о ручье, который течет между улицами Московской и Станко. В старину он считался речкой и назывался «Поток». По берегам его выстилались местными жителями холсты для отбелки.

Ранней истории Иванова посвятил большую статью краевед И.И.Власов.

Он предполагал, что человек мог жить в здешних местах еще в эпоху позде-каменного века, о чем позволяла говорить находка каменного сверленого топора в местечке Соснево. Прочно же, по-видимому, он осел здесь в X–XII веках нашей эры. Об этом свидетельствовало содержание курганов, раскапывавшихся владимирским историком К.Тихонравовым еще в 1863 году.

Власов высказал мнение, что Иваново было форпосом славянской колонизации в здешних местах, в которой преимущественную роль играли ильменские славяне-новгородцы, пришедшие сюда через Вологду. Возникло село, по его мнению, как христианская альтернатива языческой Кохме. Он также полагал, что на состав населения Ополья, на окраине которой располагалось Иваново, оказали влияние последствия похода Ивана III на Великий Новгород в 70-х годах XV века, откуда в суздальский край была двинута главная масса переселяемых новгородцев. Он также не исключал того, что и после окончательного разгрома Новгорода Иваном IV выселявшиеся оттуда не миновали Иванова.

Власов не видел документа с первым упоминанием села и ссылается при этом на Борисова. Но он отыскал материалы, проливающие свет на раннюю историю Иванова. Важнейший из них для нас – это грамота времен Смутного времени (1609 г.), свидетельствующая о том, что село в то время было базой польско-казачьего отряда. Наконец, Власов нашел в архивах описи 1632 и 1667 годов.

По описи 1632 года в селе – холодная (летняя) деревянная церковь Кресовоздвиженская с приделом Иоанна Богослова и зимняя – Параскевы Пятницы. Около них 5 келий, в которых живут нищие старцы, да 5 дворов причта церковного, 19 дворов бобыльских и 7 дворов пустых. В селе же – 11 крестьянских двров, 32 бобыльских и 7 пустых. Под селом монастырь Покрова Богородицы, а около него слободка Приткино с 5 дворами крестьянскими, 10 бобыльскими, 5 пустыми.

Нас интересуют прежде всего постройки. Сгруппировав их, получим: в селе 2 церкви, 5 келий, 92 двора. В монастыре – церковь и 20 дворов около. (Итого: 3 церкви, 5 келий, 112 двров).

Опись не дает географию селения. Но мы знаем, что расположение монастыря – это место нынешнего Дворца искусств. С большой долей уверенности мы можем утверждать, что Крестовоздвиженский храм стоял на месте теперешней площади Революции, позади здания городской администрации.

Мы не знаем количество улиц и их расположение. Попытку реконструировать план Иванова (XVI в.) предпринял историк П.М.Экземплярский в своей книге «История города Иванова». На нем еще нет церкви. Два ряда домов образуют единственную улицу, совпадающую с началом современного проспекта Ленина. На месте же монастыря показана деревянная церквушка. Из селения ведут дороги на Ярославль, Москву, Шую, Кострому. Дороги эти проложены через овраги, ручьи и мост через реку Уводь.

Схема эта вызывает сомнения. Во-первых, в ней не оставлено места для будущей обширной сельской площади, на которой мы видели по первой описи и церкви, и кельи, и дома причта, а в более позднее время еще лавки, административные здания. Гарелин говорит, что улица (современный пр. Ленина) сложилась на памяти старожилов еще в начале XIX века, место это называлось Заулок. Там было пустое место и стояли ветряные мельницы, отчего первое название улицы – Мельничная.

Во-вторых, у жителей небольшого сельца явно не было возможности сооружать многочисленные мосты через овраги, ручей и реку, которые смывались весенним половодьем. Они должны были объезжать овраги и ручьи и ставить дома и улицы первоначально вдоль дорог. Поэтому первая улица не могла упираться в Павловский овраг (позднее название) в его глубоком месте, хотя на плане 1774 года там указан мост. Это явно поздний мост, соединивший во второй половине XVIII века село и мануфактуру Ямановского. Первый переезд располагался выше по оврагу. На него нацелено начало одной из ранних улиц – Палехской (Потекуши).

Но где же первая улица села? Все говорит о том, что это улица Станко. На плане 1774 года начало ее называется Панской, а продолжение Курень. Названия эти пошли явно с1609 года, со времени пребывания в селе польско-казачьего отряда. Оккупанты, естественно, занимали лучшие дома на главной, а, может быт, единственной тогда улице села. В пользу старшинства улицы говорит также примыкание ее к ручью, что обуславливалось необходимостью, а также направленностью ее на старейший храм села – Крестовоздвиженский, стоявший в ее перспективе за овражком.

Итак, в 30-х годах XVII века Иваново было крупным селом. Для сравнения укажем на уездный город Шую, в которой в то же время было 154 двора. Учтем, что опись проводилась после Смуты, т.е.сильного разорения, значит, в конце XVI века село было не меньшим по населению и масштабам. Если же мы вспомним, что в 1561 году оно упоминается в качестве «богатого имения», то с некоторой долей риска можем передвинуть село конца XVI века в его начало. Но глубже сойти в его историю, используя известные документы, мы не в силах.

Однако у нас есть возможность, опираясь на археологию, совершить попытку восхождения в его историю. Уже упоминалось, что в окрестностях села в XIX веке раскапывались курганы. Были они, по утверждению Гарелина, и на территории самого села. К.Тихомиров относил их к мерянским. Известный археолог начала XX века А.А.Спицын полагал, что это были русские захорнения со значительным количеством мерянских вещей. В наше время Е.А.Рябинин, обобщив богатый маериал по археологии раннего средневековья в Костромском крае, пришел к выводу, что в XI–XII веках центральную часть Ивановской области следует рассматривать в качестве широкой контактной зоны между двумя крупными мерянскими группировками Костромского Поволжья и глубинных районов Ростово-Суздальской земли.

Первые же славянские селища появились в районе не ранее второй половины XII века. Ближайшее к Иванову из них было на берегу речки Талки (у железнодорожного моста, а также на берегах Уводьского водохранилища. На территории же будущего села славянского поселения этого времени или его следов покане обнаружено.

Кое-что о домонгольской эпохе края можноузнать из летописей. Местность была тогда слабо заселена. Даже в XV веке встречались места, куда «топор и соха не ходили». Кругом были глухие леса и болота. (Вспомним при этом замечание Я.Гарелина на эту тему). Люди перемещались по рекам в плоскодонных лодках, которые можно быол перетаскивать на волоках. Ездили также по льду рек и озер после первых морозов. Но постепенно в крае пробиваются сухопутные дороги. В XI - XIII веках Ростово-Суздальская Русь торгует с булгарами. При этом с Волги шли на Ярославль и Ростов, затем по р.Нерли к Суздалю. В 1107 году булгары воевали села и погосты. В 1220 году Святослав Всеволодович ходил на булгар. Обратный путь его пролегал Волгой до Городца, а от него посуху к Нерли, а затем вниз по ее течению.

Значит, по местам Шуи, Лежнева. Ростовские же полки присоединялись к великокняжеским во время походов на булгар, проделывая целиком пеший путь от Ростова до Городца. Наличие дороги Ростов – Городец – важный факт, касающийся будущего Иванова, оставленный летописями. Эта дорога должна была проходить выше ивановских оврагов и ручья по линии Талицы – Кохма.

Расположение среди оврагов и ручьев Иваново в XIII–XV веках зародилось, выросло и затянуло в себя эту большую старинную дорогу, оставив память об этом в планировке, в дуге, образованной началом улиц Московской, Смирнова, Палехской (Потекуши).

Однако, кто и когда начал Иваново – остается загадкой. С некоторой долей уверенности мы можем отказаться от предположения о том, что в этом принимали участие «ильменские славяне», прошедшие через Вологду». Они после татарского нашествия уже не могли сюда прийти. Можно также склоняться к тому, что Иваново появилось в результате переселения сюда новгородцев в позднее время (XV–XVI вв.). Однако и некоторые иные предположения, выдвинутые В.Борисовым и И.Власовым, остаются в силе.

Шлычков Л.А. О начале Иванова // Леонид Шлычков: личность, творчество, жизнь. Сборник материалов. Иваново. 1998. С.7–12


Шлычков Л.А. © 2007 – 2024